Материалы

22 Октября 2021

Итоги Госсовета по транспорту: основные инвестиции пойдут на Дальний Восток

Во вторник прошло заседание Госсовета под председательством президента России Владимира Путина, на котором рассматривалась Транспортная стратегия до 2030 года с прогнозом до 2035 года – документ, который определит цели развития транспортной системы нашей огромной страны на 10 лет вперед.

В заседании принял участие Глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
Он обозначил основные транспортные проблемы региона. Эксперты Ленского клуба разобрались, какие вызовы стоят перед Дальним Востоком и как они будут решаться.

Доступность автомобильных дорог

По мнению Сергея Гришунина, управляющего директора по рейтинговой деятельности Национального рейтингового агентства, расходы на реализацию стратегии должны окупиться и принести колоссальную выгоду в ближайшие тридцать лет.

«Для России расходы на реализацию стратегии составят около 60 трлн руб, но 90% расходов будут сделаны внутри страны, что с учетом мультипликатора госрасходов может добавить 80 трлн руб. ВВП страны в период до 2035 г. До 2050 г. авторы Стратегии обещают возврат 180 трлн руб», – говорит Гришунин.

Одной из главных целей стратегии объявлено повышение транспортной связанности регионов. Для Якутии это важный момент, потому что даже по федеральным автомобильным дорогам проезд недоступен в течение 5 месяцев. Для достижения этой цели Айсен Николаев, выступая на видеоконференции, предложил обеспечить в Якутии круглогодичное автомобильное движение хотя бы по федеральным трассам.

«Радует, что стратегия сделана по-новому, исходя из потребностей людей. Затронули тему единой оформленной транспортной системы. Я попросил Президента обеспечить круглогодичный проезд по всем федеральным автодорогам. У нас в Якутии их три: «Лена», «Вилюй» и «Колыма». Каждая из них – тысяча километров, и по каждой почти полгода нет никакого проезда из-за отсутствия мостовых переходов. На самом деле сегодня развитие всего Северо-Востока России – не только Якутии, но и других регионов – зависит от проезда по этим дорогам», – сказал Глава Республики Айсен Николаев.

Эксперты соглашаются, что проблема с проездом по автотрассам в ДФО – одна из ключевых.

«В ДФО всегда две основных темы: как летать и как связать. Тот же Якутск – цивилизованный город, совсем не провинция, столица крупного региона, а две половины города бывают не связаны. Поэтому для Дальнего Востока есть масса специфических задач: тарифная политика, субсидирование и др. Но такого сорта вещи в стратегии не прописываются», – поясняет Михаил Блинкин, российский эксперт в области организации транспортной среды и урбанистики, ординарный профессор НИУ «Высшая школа экономики», директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

 

Грузовые перевозки

Стратегия предусматривает резкое увеличение контейнерного транзитного потока через территорию Российской Федерации, используя ее выгодное географическое положение: между Азиатско-Тихоокеанским регионом (прежде всего, Китаем) и Европой. Для грузовладельцев будут созданы условия для эффективных бесшовных грузоперевозок с высоким уровнем качества, скорости и сниженной себестоимостью. По сообщению Минтранса, к 2035 году прогнозируется четырехкратный рост скорости перемещения несырьевых грузов – до 1000 км в сутки. 

По мнению Петра Шкуматова, правозащитника, руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», основные инвестиции, направленные на увеличение контейнерного транзитного потока, пойдут именно на Дальний Восток.

«Если говорить о грузах, сейчас перемещается 250-300 км в сутки, и скорость не может вырасти более чем в три раза без значительной модернизации инфраструктуры, в том числе на огромных территориях Дальнего Востока. Очевидно, ДФО ждет бурное развитие, основные инвестиции пойдут именно туда»,  – полагает специалист.

Снизится себестоимость транспортировки грузов для крупных грузоотправителей, тяготеющих к водным перевозкам по Единой глубоководной системе. Совокупность мер развития позволит нарастить в 6 раз контейнерный транзит через территорию России.

«Сейчас поток контейнеров измеряется в десятках миллионов TEU. Этот поток в разы вырос за последние годы, но еще есть перспективы развития, которые невозможны без цифровых стандартов. За счет полного перевода сопровождения грузов в цифровую оболочку нас ожидает резкое повышение грузовой логистики, в том числе по территории Дальнего Востока», –рассуждает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

«Цифровизация в транспорте это прежде всего ускорение документооборота, на что сегодня уходит довольно много времени. Кроме того, использование больших данных позволит улучшить диспетчеризацию грузов и уменьшить долю порожнего пробега. Скорость проводки и простота оформления грузов вкупе с абсолютной безопасностью оформления грузов по территории РФ должны стать значимым преимуществами российских транспортных корридоров», – уверен специалист Национального рейтингового агентства Сергей Гришунин.

   

Пассажирские перевозки

Слово «цифровизация» должно стать ключевым не только для грузового, но и пассажирского транспорта. В Москве уже давно реализована система единого цифрового билета на несколько видов общественного транспорта: метро, автобусы, трамваи… Подобные единые билеты, которые позволят пассажирам каждый раз не покупать бумажный билет, должны появиться в каждом регионе. Кое-где нововведения уже ввели в оборот. Так, «Карту жителя Якутии», социальную банковскую карту с технологией бесконтактной оплаты могут оформить все жители республики, а власти договариваются о том, чтобы она действовала и в других регионах ДФО.

«В пассажирских перевозках основной акцент планируется сделать на развитии магистрального пассажирского каркаса в агломерациях, региональных авиаперевозок, сокращении доли поездок на личном автомобиле. Эти меры приведут к росту доли поездок на общественном транспорте в крупных и крупнейших агломерациях с 54 % до 69 %», – пояснил глава Министерства транспорта Виталий Савельев.

 

Инфраструктуры аэропортов

Другой вопрос, который поднимал перед Владимиром Путиным Айсен Сергеевич, – малая авиация. Президент давал ряд поручений о поставке новых самолетов на Дальний Восток, однако производство все еще запаздывает. 

«Нам необходимо быстрее вводить новые самолеты, заменять старые образцы классов Ан-2 и Ан-24. Такая проблема не только в Якутии, около 70% воздушных судов требуют замены», – сказал Ил Дархан.

В Якутии уже создан план развития региональных и местных воздушных перевозок. В первую очередь там уделяется внимание реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и аэродромов, развитие сети посадочных площадок и действующих программ субсидирования. Поддержку получают местные авиационные перевозки, в том числе субсидии из федерального бюджета. Совершенствуются расчеты аэропортовых сборов и тарифов на региональных и местных авиалиниях, упрощаются механизмы закупок воздушных судов с участием государственных лизинговых компаний.  


Северный морской путь  и речной транспорт

Говорили на Госсовете и о более активном использовании водных артерий. Только в Якутии общий объем грузов, транспортируемых по железной дороге и возможных к переводу на реки, достигает нескольких десятков миллионов тонн. По мнению Айсена Николаева, реализовать данный потенциал возможно только в случае развития совмещенных речных и морских универсальных портов и строительства новых терминалов и перевалочных комплексов в акватории Арктической зоны.

Внутренние водные пути с перевалкой в универсальных речных и морских портах могут стать дополнительным стимулом для развития новых производств и отраслей с целевыми рынками в Европе и Азии. Порты являются объектами необходимыми для промышленного и экономического развития проектов переработки природного газа, производства метанола и аммиака, водорода, добычи нефти, добычи и перевалки угля и руд цветных и драгоценных металлов. 

Однако строительство новых портов вряд ли возможно в ближайшее время, пока действующие морские порты находятся в неудовлетворительном состоянии. Владимир Путин на Госсовете указал, что износ основных фондов на Северном морском пути достигает 40 процентов.

«В некоторые порты никто не вкладывал денег около 30 лет, а то и больше. Мы говорим об обустройстве Северного морского пути. Мы и МЧС передаем средства, чтобы они там обеспечили безопасность. А перегружать и работать некому.Например, морской порт Диксон имеет акваторию, территорию объекта, инфраструктуру, которые не пригодны к эксплуатации. Социально значимые грузы выгружаются на необорудованный берег. Это надо решать», – заключил Владимир Путин.

 

Железные дороги

На Госсовете говорили о недостаточной синхронизации видов транспорта. Так, в портах проблемы не заканчиваются их техническим состоянием – ко многим даже нет должного объема подходов, в том числе железнодорожной инфраструктуры. Важнейшим транспортным мегапроектом в Западной Арктике определен Северный широтный ход, в рамках которого будет обеспечена прямая железнодорожная связь Ямала и Восточной Сибири с портами Северо-Запада, а также развитие судоходства на реках Сибири для обеспечения подхода к Северному широтному ходу.

В проекте Транспортной стратегии отмечено, что одним из ключевых направлений развития международных транспортных коридоров на Дальнем Востоке станет развитие экспортоориентированной железнодорожной инфраструктуры, в частности поэтапное увеличение провозной способности Восточного полигона до 240-340 млн. тонн к 2035 году. Планы в Стратегии до 2035 года стоят амбициозные – прирасти на 30 процентов в грузовых перевозках, ав пассажирских – почти в 1,5 раза. Причем более трети инвестиций (36%) – это железнодорожный транспорт, 23,7 триллиона рублей за 15 лет. Судя по анализу итогов реализации предыдущей стратегии, с 2011 по 2020 год, прирост в грузообороте РЖД составил 22%, а в пассажирообороте – 21%. Как сообщил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, железные дороги вышли в лидеры по грузонапряженности, грузообороту, по безопасности и энергоэффективности.


В целом, транспортная стратегия должна повысить конкурентоспособность не только транспортной системы, но экономики страны в целом через развитие в том числе и транспортных коридоров, максимальное использование транзитного потенциала, ликвидацию узких мест при экспорте, снижение транспортных издержек как для бизнеса, так и для граждан. Развитие инфраструктуры будет идти по нескольким направлениям: развитие участков международных транспортных коридоров, развитие гражданской авиации, магистральной транспортной сети городских агломераций, опорной логистической инфраструктуры, устранение ограничений пропускной способности портовой инфраструктуры и ликвидация лимитирующих участков на внутренних водных путях.