Культурный ландшафт России. Как культура приходит в регионы
В 2021-2024 году в регионах России начинается реализация мегапроектов в сфере культуры. Самые крупные стройки стартуют во Владивостоке (Культурно-образовательного и музейного комплекс во Владивостоке), Екатеринбурге (Новый концертный зал Свердловской филармонии), Якутске (Здание Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса), Кемерове (Музейный и театрально-образовательный комплекс). Всего в планах 39 региональных центров культурного развития по всей стране. Мегапроекты строятся в рамках нацпроекта «Культура», федерального проекта «Культурная среда», а также с привлечением частных средств через механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Вместе с экспертами Ленского клуба рассказываем, как меняется культурный ландшафт России и что дадут культурные мегастройки регионам.
Про культурный ландшафт
Запрос общества на культурную жизнь и качественный досуг в «шаговой доступности» тема не новая, процесс постепенного изменения культурного ландшафта России начался ещё 100 лет назад. По мнению основателя и главного редактора проекта «Архитектурные излишества» Павла Гнилорыбова, во многом это мотивированно территориальными особенностями нашей страны: «Россия – страна огромная, и, к сожалению, не у всех хватает времени и средств, чтобы приехать и осмотреть все центральные музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Зачастую на каждый из них — Пушкинский и Эрмитаж — нужно выделить несколько дней! Процесс децентрализации культурных учреждений запустили еще в 1920-е годы, когда в окраинных регионах стали появляться вещи из запасников главных музеев».
В последние годы развитие культурных проектов в регионах получило дополнительный импульс благодаря тренду на строительство качественных современных культурных пространств: «Сейчас многие субъекты РФ финансируют строительство хороших выставочных и культурных комплексов с потрясающим внутренним наполнением. Это позволяет «удержать» культуру в регионе и обеспечить обмен экспонатами и выставками с другими частями нашей страны. Например, очень качественный подобный центр выстроен в Тюмени. Московские и петербургские музеи активно открывают свои филиалы – так, в Самаре под представительство Третьяковки реставрируют уникальное конструктивистское здание фабрики-кухни» – рассказывает Гнилорыбов.
Однако, по мнению доцента Факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского Виталия Стадникова о смещении Москвы и Санкт-Петербурга с лидирующих позиций среди культурных центров страны речи пока не идет: «В целом можно говорить о положительной тенденции в изменении культурного ландшафта России. Особенно отчетливо такую децентрализацию можно наблюдать в Калининграде, Владивостоке и Крыму. Однако, до уровня крупнейших центров культурной жизни Москвы и Санкт-Петербурга, еще очень далеко».
Залог успеха региональных культурных проектов в повышении качества как представляемого контента, так и самих пространств: «Я постоянно отмечаю, что уровень региональных музеев – и частных, и государственных – растёт. Такие музеи с удовольствием станут посещать и столичные туристы» — говорит Павел Гнилорыбов.
По мнению профессора Факультета городского и регионального развития Высшей школы, урбанистики имени А.А. Высоковского Ирины Ильиной, важной составляющей успеха также является культивация иммерсионного подхода: «Сейчас произошли существенные изменения в процессе создания и распространения ценностей культуры. Раньше ориентировались на посетителя-потребителя – посмотрел и ушел, но теперь мы имеем дело с посетителем-участником, отношения с которым строятся на принципах соавторства и сотворчества. Один из способов привлечения активного пользователя в современный культурный центр – иммерсивность (от англ. Immersive – создающий эффект присутствия, погружения). Современные культурные центры позволяют возрождать доверие между людьми, налаживать связи, увеличивать вовлеченность и самоорганизацию населения, становятся мощными центрами городской активности».
Культура и развитие регионов
Долгие годы культура финансировалась по остаточному принципу. Однако, сейчас тенденция постепенно меняется: государство охотнее инвестирует в эту сферу. А в последние годы особенно ярким стал тренд на создание региональных мегапроектов. Например, в культурный-комплекс в Кемерово государство вложит порядка 27 млрд рублей в строительство нового зала филармонии, способного принимать концерты мирового уровня, в Екатеринбурге – 17 млрд рублей, якутский «Олонхо-центр», который объединит здание Государственной филармонии Якутии и Арктический центр эпоса и искусств, оценивается в 18,5 млрд рублей. Всего до 2024 года в рамках федерального проекта «Культурная среда» государство планирует потратить на строительство культурных центров 84 млрд рублей. Фонд «Национальное культурное наследие» по предложению Президента выступил заказчиком строительства культурных кластеров на сумму 120 млрд рублей.
Проект зданий Государственной филармонии Якутии и Арктического центра эпоса и искусств разработан «ТПО Резерв» по заказу генподрядчика ВИС.
Источник: iz.ru
Заказчиком проектов в сфере культуры в большинстве случаев является государство, при этом такие проекты, как правило дорогостоящие, чаще всего не приносят доходы бюджету или имеют длительный срок окупаемости. Почему же государство вкладывает миллиарды в региональную культуру?
По мнению Виталия Стадникова эффект от появления крупных региональных культурных центров необходимо оценивать комплексно: «Любой музейный комплекс, выставочное пространство или культурный центр, должны быть не просто залами с экспонатами, важнейшей составляющей таких пространств является образовательная функция. Если у новых проектов, получится совместить культурный и образовательный формат, тогда у регионов есть все шансы получить максимальный эффект от мега-проектов. Культурные центры позволят активизировать исследовательскую деятельность, создать новые федеральные институции в сфере культуры, оздоровить уже действующие региональные проекты. Также многое будет зависеть от того, кто станет во главе подобных мегапроектов, после реализации строительства».
Ирина Ильина считает, что одним из основных аспектов оценки реализации культурных проектов должно быть изменить качество жизни в регионах: «Сейчас в России предпринимаются огромные усилия для создания среды, комфортной для жизни, преобразующей современные города. Креативные пространства города дают возможности для творческой самореализации горожанина. По большому счету, креативные пространства формируют «вкус жизни» и способствуют формированию творческого потенциала».
Кроме того, мегапроекты способны стать платформой для более глобальных социокультурных изменений. Например, Якутский Арктический центр эпоса и культуры может стать основной для масштабного преобразования облика города:
«Для Якутска, как крупного регионального центра, особую значимость имеет обретение новых горизонтов развития, в первую очередь, с учетом того культурного потенциала, который сложился в регионе в течение длительного исторического периода. Важность проекта заключается в актуализации социо-культурных смыслов, характерных для Якутии, и трансляции культурных ценностей региона в масштабах всей страны. Арктический центр направлен на создание ключевого центра социокультурного развития Якутии. Это будет новая архитектурная доминанта столицы республики, точка массового притяжения российских и зарубежных туристов. Формирование нового центра культуры направлено на преобразование социально-культурной среды, включающее активное воздействие на жителей Якутии: на читателей, слушателей, зрителей. Реализация этого проекта способна дать «старт» преобразованию территории Якутска, формированию новых креативных кластеров на стыке различных технологических укладов. Важно, чтобы в Якутии не столкнулись с ключевыми ошибками упрощения, которые могут препятствовать устойчивому развитию и провоцировать скептицизм по отношению к культурным проектам как со стороны людей, принимающих решения, так и общества. В действительности, город становится преуспевающим благодаря четырем одновременным действиям: развитие транспорта, экономики, качества среды (куда входит строительство Арктического центра) и образования» – считает Ильина.
Появление мегапроектов – это возможность для развития множества смежных сфер: предпринимательства, туризма, образовательных инициатив, международного взаимодействия.