Поддержка для бизнеса: меры, позволяющие выжить в период пандемии
В последние пару месяцев допуск по QR-кодам в общественные места стал новой реальностью. Непривитые граждане, которых все еще много, больше не могут посещать рестораны, торговые центры и развлекательные мероприятия. Ленский клуб обсудил с экспертами, что значит для бизнеса введение QR-кодов, как выживает малый и средний бизнес, и какие методы поддержки – самые эффективные.
Вынужденные меры
Председатель Комитета по строительству МГО «ОПОРЫ РОССИИ» Олег Филиппов считает, что для бизнеса введение QR-кодов в целом стало полезным, ведь это позволило автоматизировать систему передачи информации и данных о сотрудниках. Из минусов он отмечает только несовершенство цифровой системы, которая иногда дает сбои – коды не всегда считываются.
«Ограничительные меры можно назвать удовлетворительными. В Москве, например, есть лишь минимальный набор: ограничение прохождения граждан на объекты общепита, места массовых зрелищ и так далее. Критичность таких мер зависит от специфики бизнеса – ресторану QR-коды вредят больше, а столовой, где проходимость высокая – меньше. С точки зрения бизнеса хотелось бы, чтобы количество человек, которые могут быть допущены в места массового скопления было больше».
В целом владельцы бизнесов понимают – ограничения неизбежны. Основной голос предпринимательства звучит в части учета специфики отраслей бизнеса: нужно учитывать разные виды активностей людей.
«Можно собрать комиссию, где будут неформально проговариваться мнения предпринимателей, где будет диалог. Предприниматели должны сами высказать свое мнение, как они видят ограничительные меры, чтобы они могли работать с минимальными потерями», — говорит Андрей Крупский, член Совета Московского отделения «ОПОРЫ РОССИИ».
Среди подобных мер Крупский называет увеличение процента присутствия людей, заявительный характер наличия кодов и отсутствие ограничений по времени работы. В ряде регионов, где позволяет эпидобстановка, власти уже послабляют ограничения. Так, глава Якутии Айсен Николаев пошел навстречу предпринимательскому сообществу: рестораны смогут принимать больше посетителей, а официальные спортивные мероприятия и соревнования снова разрешили.
«Улучшение эпидемиологической ситуации является результатом совместной большой работы властей, общества и бизнеса по соблюдению ограничительных мер и проведению вакцинации от COVID-19. В Якутске первый компонент вакцины получили более 70% взрослого населения», — сказал Айсен Сергеевич.
Сотрудники должны быть вакцинированы
Новая реальность требует вакцинации. Несмотря на это, люди имеют право отказываться от прививки. В результате в тех отраслях, где по решению властей работники обязаны прививаться, складывается непростая ситуация. В лучшем случае противникам вакцины ограничивают доступ к рабочему месту – отправляют на дистанционную работу. В худшем случае такие сотрудники рано или поздно заболевают, что несет за собой угрозу и для бизнеса, и для окружающих.
По мнению Олега Филиппова, для каждой отрасли, в зависимости от субъекта Российской Федерации и в зависимости от размера бизнеса надо определить минимальную потребность в количестве сотрудников.
«Необходимо четко подсчитать и изъявить это количество в зависимости от предприятия. Одно и то же количество человек может играть разную роль: двадцать человек для большого строительства и для маленького спа-салона – это совсем разные вещи. Надо исходить из пожеланий и требований бизнеса – не на 100%, конечно, исполнять требования, потому что у нас пандемия, – но нужно внимательно присмотреться и дифференцировать цифры в зависимости от отрасли», — считает эксперт.
Председатель Комитета по строительству МГО «ОПОРЫ РОССИИ» говорит, что правильное влияние на гражданина в плане вакцинации обеспечивается только разъяснительной работой.
«Неважно, что человек не слушает: предупрежден – значит вооружен. Никто не обязан по умолчанию идти прививаться, но есть норма «социалистического общежития», в котором мы живем. Я имею в виду обычную трактовку Конституции России – если человек по мнению органа исполнительной власти (сейчас это Министерство здравоохранения) может вследствие отказа от прививки нанести ущерб здоровью другого человека, государство обязано защитить. А защитить позволит информационная поддержка и ограничение посещения общественных мест. В данном случае я считаю, власти использовали 90% арсенала для мотивации граждан».
Пандемия – время перемен
Известно, что больше всего под влиянием антиковидных ограничений пострадал малый и средний бизнес. Однако особо прозорливые компании еще в 2010-х годах задумались о том, каким станет материальный бизнес через несколько лет. Тогда только единицы начали делать ставку на удаленную работу, и они меньше всего ощутили на себе последствия пандемии.
«Связано это с тем, что возможности спрогнозировать сценарии развития бизнеса при удаленной работе просчитывали лишь крупные компании, у которых много филиалов, много командированных, где нужна оперативная связь. Теперь подключаются и другие: даже обычные специальности вроде главного конструктора или начальника архитектурного бюро, которые несколько лет назад были возможны только офлайн, переходят на удаленку. Пандемия диктует, что и как нам делать – требование времени заставляет практически весь бизнес подстраиваться», — объясняет Олег Филиппов.
Из нового в бизнесе – почти все контролирующие и регистрирующие и отчасти расчетные действия переходят в онлайн. У экономистов, сотрудников технического контроля, строительного надзора есть возможность работать из дома. На помощь приходят современные средства связи и контроля, например, дроны.
Однако у малого бизнеса не всегда есть средства на то, чтобы продержаться на плаву в эпоху ограничений. Ему надо покрыть уже понесенные производственные потери. Говоря о вопросе поддержки для малого и среднего бизнеса, Олег Филлипов предлагает максимально снизить все процентные ставки по налогу на недвижимость, по кредитам и поручительству, максимально отодвинуть сроки погашения кредитов, увеличить рассрочки, размеры и вариативность субсидий и открыть доступ к грантам. Эксперт также предлагает снизить количество проверок – фискальных и со стороны силовых ведомств.
Кредиты во спасение
В октябре первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов предложил возобновить кредитование пострадавших отраслей под 3% годовых, а также ввести единовременные выплаты в объеме одного МРОТ на каждого занятого. С 1 ноября по 30 декабря предприятиям можно снова получить кредит. Его дадут тем, кто уже получал «невозвратный» кредит на возобновление деятельности.
«Продолжает действовать снижение ставок по упрощенной системе налогообложения, принятое в связи с ковидом. Это очень актуально, потому что практически везде «просела» посещаемость – по разным оценкам от 40 до 60% снизилась посещаемость магазинов и торговых центров. Затронута вся розница. Снижение посещаемости абсолютно пропорционально снижению выручки», — считает Денис Грось, Председатель Хабаровского реготделения «Деловая Россия» и координатор «Деловой России» в ДФО.
Заявки принимают по возобновленной правительством программе поддержки малого и среднего бизнеса ФОТ 3.0. Льготные условия доступны предпринимателям и юридическим лицам из пострадавших отраслей, ранее получившим поддержку по программе ФОТ 2.0 или включенным в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства после 1 июля 2020 года.
Заемные средства предназначены для финансирования расходов, связанных с осуществлением любой предпринимательской деятельности, включая выплату заработной платы работникам и платежи по действующим кредитным договорам. На первые полгода бизнесмен будет освобожден от уплаты процентов и основного долга.
Льготное кредитование и даже небольшие послабления могут сыграть свою роль. В Якутии заполняемость кинотеатров, театров, залов концертных организаций, домов культуры, культурно-досуговых организаций увеличили – теперь залы могут быть заполнены на 70%, а не на 50%, как это было ранее. Рестораны смогут принимать до 100 человек. И эти цифры могут стать решающими для некоторых предприятий.
«Чтобы оставаться на плаву, бизнес должен получать хотя бы 80% от обычной своей прибыли», — замечает Денис Грось. Возможность принять гораздо большее количество людей вкупе с материальной поддержкой от государства может помочь пережить трудные времена.