Елена Шаройкина о перспективах Якутии в изучении климатических изменений и таяния вечной мерзлоты
В Якутии проходит Международная научно-практическая конференция по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты. Это одно из основных мероприятий плана председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 годах. На площадке собралось около 500 экспертов из России, Китая, Индии, США, Японии, Монголии, Киргизии и Казахстана. Почему климатическая повестка сейчас широко востребована во всем мире, и какой вклад в исследования может внести Якутия, Ленский клуб узнал у Председателя Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты России Елены Шаройкиной.
Выбор Якутии в качестве площадки для научной дискуссии закономерен, считает эксперт. 95% территории региона занято многолетней мерзлотой. «Это в прямом смысле фундамент жизнедеятельности республики. Вся инфраструктура там построена на мерзлом грунте и с учетом сурового северного климата. Это совсем другие технологии и подход, куда более затратный и по силам, и по финансам. Таяние вечной мерзлоты негативно скажется на социально-экономическом развитии. Эксперты оценивают возможный ущерб, который могут понести эти территории через несколько десятков лет, в триллионы рублей. И с каждым годом прогнозируемая сумма только растет. Все это затронет около 15 миллионов россиян, которые проживают в Арктической зоне нашей страны», – объяснила Елена Шаройкина.
Эти процессы вызывают беспокойство не только в государствах, территории которых примыкают к Арктике, отмечает собеседница Ленского клуба. Проблемы климатических изменений и таяния мерзлоты актуальны и для стран с высокогорной местностью. В частности, для Индии и Китая это Гималаи. «Якутия имеет все шансы стать передовым регионом в изучении климатических процессов. Можно сказать, законодателем моды. Научный центр для этого есть: больше полувека в регионе действует единственный в мире Институт мерзлотоведения. Есть и правовая база. В 2018 году Правительство республики приняло закон об охране вечной мерзлоты. Он как раз разработан в целях адаптации к новым реалиям, с которыми сталкиваются в северных широтах. Таких норм нет больше нигде в нашей стране», – констатировала Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты России.
Президент Владимир Путин ранее призвал правительство ускорить создание системы мониторинга вечной мерзлоты. Такую работу на системном уровне уже проводят в Якутии, напомнила Елена Шаройкина. «Нужны прежде всего превентивные меры. Мы не можем предотвратить потепление, но в силах разумно подходить к освоению территорий. – Считает эксперт. – В Якутии есть своя собственная мерзлотно-ландшафтная карта, составленная учеными. Благодаря ей власти могут прогнозировать скорость таяния в грунте и исходя из этих данных выбирать оптимальные места для строительства. Такая практика позволит минимизировать экономический ущерб, избежать техногенных катастроф».
Климатические изменения скажутся и на добыче полезных ископаемых. А это – вопросы экономической безопасности и развития страны. Например, больше 90% мировых запасов газа и алмазного сырья находится в зоне вечной мерзлоты. «Руководством страны поставлена амбициозная задача – достигнуть углеродной нейтральности к середине столетия, то есть сократить выбросы от промышленной деятельности. – Говорит собеседница Ленского клуба. – Между прочим, в вечной мерзлоте находится больше углерода, чем во всей атмосфере. Он может еще больше ускорить изменения климата. Поэтому так важно не создавать дополнительных факторов для потепления. Почти половина всей энергетики России сейчас работает на низкоэмиссионных источниках. Вот и якутские власти не отстают от тренда. Сейчас на территории республики «Росатом» планирует построить первую в мире наземную атомную станцию малой мощности, которая будет питать и предприятия, и населенные пункты. Кстати, это направление внесено в план работы Комиссии по экологии Общественного совета Госкорпорации «Росатом», которую возглавила в прошлом году. Наша задача обеспечить общественный контроль за реализацией этого перспективного проекта в Якутии, который откроет широкий спектр возможностей и для социально-экономического развития других удалённых и труднодоступных регионов страны».