Особая форма ГЧП: эксперты о балансе интересов между государством и бизнесом в сфере недропользования Якутии
Первый Дальневосточный форум недропользования, открывшийся в Якутии 22 декабря, обсудит 10-летний план геологоразведки в рамках проекта «Геология. Возрождение легенды», а также привлечение прямых иностранных инвестиций в отрасль. Также форум станет местом заключения ряда важных соглашений. Как регион намерен вести геологические изыскания, и как будет использовать механизм государственно-частного партнерства, Ленский клуб обсудил с независимым экспертом, кандидатом экономических наук Леонидом Хазановым и советником Генерального директора АО «Росгеология», вице-президентом АО «Росгеология» Максимом Мейером.
На одной площадке собрались золотодобытчики, нефтепромышленники, компании, которые занимаются извлечением из недр газа и металлов.
«Якутия – это кладовая нашей страны и перспектива на столетие. Нигде нет таких минеральных запасов, и нигде территория так не доизучена. Поэтому республика — локомотив развития Дальнего Востока в горной добыче. И естественно, что площадкой для дискуссии выбрана именно Якутия, — говорит Максим Мейер. — Мы ожидаем от форума решений по вопросам новых объектов и новых производств, обсуждение векторов развития геологоразведки. Важным моментом также является работа в Арктике. Нужно понять, как там проводить деятельность и развивать Северный морской путь, поскольку добывающие компании загружают этот маршрут».
«Главная сложность геологоразведки на Дальнем Востоке, на мой взгляд, заключается в том, что все поисковые и разведывательные работы приходится проводить зачастую в очень удаленных районах со слабой транспортной доступностью. Все надо доставлять либо на машинах, либо вертолетами. Сейчас есть надежда на беспилотники. Как раз в следующем году запустится национальный проект по развитию беспилотной авиации, – делится наблюдениями Леонид Хазанов. – Вторая проблема – нехватка специалистов. Геологоразведочные работы понесли большие потери в 90-ые гг. Сейчас идет постепенное возрождение геологоразведки, но людей хорошим релевантным опытом ведения поисково-съемочных и геологоразведочных работ недостаточно. И тут у нас опора только на себя и национальные кадры, в том числе Якутии. Важен вопрос разработки перспективных технологий переработки минерального сырья, потому что многие месторождения в России имеют комплексный состав. Поэтому нужны достаточно сложные многостатийные схемы переработки, которые позволили бы получать сырье с минимальными издержками. Ну и вопрос финансирования очень значим: на геологоразведку требуется огромные деньги».
В последнем вопросе Якутия сыграла ключевую роль, повлияв на национальную стратегию геологоразведки. На недавнем заседании Ленского клуба вице-президент «Росгеологии» Максим Мейер подчеркнул, что в федеральном центре планировали прекратить финансирование сферы к 2035 г. и возложить эту обязанность на недропользователей. По его мнению, это привело бы к потере интереса в добыче редких минералов, важных для нашей страны. Однако опыт республики показал, что отказываться от вложений не стоит. В марте Владимир Путин подписал разработанный при участии властей Якутии документ об активизации геологоразведочных работ в субъекте, а также потребовал от кабмина кратно увеличить эту деятельность на Дальнем Востоке.
«У Якутии уникальное положение в структуре минерально-сырьевой базы России, потому что она является ключевым центром по добыче алмазов. Благодаря ей страна занимает не меньше 40% вообще глобального рынка. Кроме того, республика является растущим центром добычи угля, которые отправляется в страны Азии. Главным образом, в Китай, Индию. В-третьих, в регионе находится уникальное Томторское месторождение, содержащее огромные запасы именно тех редкоземельных металлов, которые востребованы в Российской Федерации, причем не легких, а средних и тяжелых. Из них производят и постоянные магниты и детали для гаджетов, смартфонов. То есть месторождение имеет стратегическое значение для технологического суверенитета национальной промышленности. В-четвертых, в Якутии сосредоточены большие запасы олова. А в советское время там добыча велась. Потом при рыночной экономике она рухнула, сошла на нет. А в 2021 году возобновилась. Ну и в-пятых, в Якутии есть довольно приличные запасы нефти и газа. Определенные перспективы для их расширения есть», – комментирует эксперт.
Именно нефтегазовые проекты в арктической зоне больше всего привлекли китайских партнеров на переговорах с якутской делегацией в рамках форума «Один пояс – один путь». На его площадке «Сахатэк» подписала соглашение с Hong Kong Epoch Investment Holding Corporation Limited. Этот договор открывает перспективы экспорта республики на международном уровне, отмечает собеседник Ленского клуба: «Гонконг – это один из финансовых центров мира, соответственно, данная компания может привлекать деньги в различных банках и финансовых структурах для реализации ее проектов. А так как она платформенная, то может задействовать различных подрядчиков для проектирования, изготовления, поставок и монтажа оборудования, транспортировки грузов. С этой компанией Якутия имеет очень хорошие шансы усилить свои позиции на азиатском и глобальном рынках. Это касается углеводородного сырья, что в общем-то здорово».
Вместе с тем дальнейший рост вложений государства в геологоразведку будет стимулировать частный бизнес, в том числе иностранный, считает экономист. Это позитивно скажется на развитии транспортной инфраструктуры. Ярчайшим примером такого взаимодействия он называет строительство крупнейшей и первой в современной России частной Тихоокеанской железной дороги.
«На сегодняшний день, я считаю, это уникальный случай. И в этом немалая заслуга властей Якутии, потому что если бы они не вели работу с инвесторами, то такой проект не пошел бы. Во-вторых, я допускаю, что те компании, которые будут заходить в Якутию, будут вкладываться в развитие транспортной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства. С одной стороны, власти оказываю достаточную поддержку инвесторам в самые различных регионах, в том числе в Якутии. С другой стороны, они не могут покрыть все расходы и все строить. Поэтому баланс интересов государства и бизнеса будет соблюден, и инвесторы будут вкладываться в инфраструктуру. Есть проекты, которые будут созданы при содействии правительства. К примеру, проект создания малой атомной станции [в Усть-Куйге – прим. ред.]. Его ведет государство, так как это только его прерогатива. А строительство дорог –все-таки в приложении проекты совместные», – подытожил Леонид Хазанов.