Пожароопасные периоды в Якутии будут чаще: климатологи о причинах роста площади и количества пожаров
Эксперты предвещают осложнение лесопожарной обстановки на севере Якутии. По информации Авиалесоохраны, на заполярные районы республики идет новая волна жары. Температура воздуха может достичь 34 градусов. Это приведет к увеличению интенсивности лесных возгораний. О том, как климат влияет на возникновение природных пожаров, Ленский клуб побеседовал с руководителем Прогностического центра МЕТЕО ТВ Александром Шуваловым, заместителем директора Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН Александром Чернокульским и старшим научным сотрудником Института леса им. В. Н. Сукачева Сибирского отделения РАН Евгением Пономаревым.
По словам Александра Шувалова, климатическая ситуация в Якутии отлична от обстановки в других регионах Дальнего Востока. В первую очередь, разница заключается в количестве осадков. В субъектах ДФО нет такого значительного дефицита дождей, который сейчас наблюдается в республике.
«Все чаще и чаще происходит блокировка антициклонами территории не Чукотки, не Охотского моря, а именно Якутии. Они как бы зависают над одними и теми же участками. Это процессы, которые в какой-то мере наблюдаются также и над Сибирью. Вот сейчас, например, над европейской частью России установился достаточно устойчивый гребень высокого давления, который чем-то напоминает блокирующий антициклон. Но в Якутии это практически ежегодное явление. В зависимости от года оно происходит либо в первой, либо во второй половине лета», – поясняет руководитель Прогностического центра МЕТЕО ТВ.
Метеоролог отмечает, что первопричиной этого эффекта, приводящего к повышению температуры, являются глобальные изменения климата. Вторым фактором, который также приводит к увеличению количества пожаров, он назвал рост частоты экстремальных погодных условий.
«Если раньше превалировали зональные процессы, то есть перенос с запада на восток, то теперь совершенно определённо доминируют меридиональные: в какой-то части континента происходит перенос с юга на север, а в другой – с севера на юг. В связи с этим возрастает не только энергетика атмосферных процессов, но и возмущенность барического поля [пространственного распределения атмосферного давления – Ленский клуб] над северным полушарием», – комментирует эксперт.
«Якутия достаточно удалена от Атлантики. Казалось бы — под боком Тихий океан, но из-за западного переноса, который опоясывает всю нашу планету, влажный и мякий воздух в первую очередь идет из далекой Атлантики, – дополняет Александр Чернокульский. – С Тихого океана воздух поступает реже, поэтому климат в Якутии резко континентальный. Это означает очень большую годовую амплитуду температуры — изменение от зимы к лету. Из-за удаленности Атлантики и редкости затоков воздуха из соседнего Тихого океана, морская поверхность не дает отепляющего эффекта зимой и охлаждающего – летом. Отсюда наблюдаются такие резкие перепады температур».
Эту ситуацию наглядно демонстрирует Верхоянский улус, районный центр которого соревнуется с Оймяконом за статус «полюса холода». Считается, что в феврале 1892 года температура здесь опустилась до рекордных показателей – ниже 67 градусов. А, к примеру, в июне 2020 года воздух в Верхоянске прогрелся до 38 градусов со знаком плюс. В этом месяце в населенном пункте прогнозируется повышение температуры до 34 градусов, в связи с чем увеличится количество природных пожаров.
«К сожалению, прогнозы свидетельствуют, что эта тенденция нарастания максимальных погодных событий и повышения глобальных температур далека от завершения. Скорее, она будет продолжаться вплоть до 70-х годов XXI века. У меня очень большие сомнения, что ее удастся переломить за счет Парижского соглашения, регламентирующего снижение промышленных выбросов в атмосферу. Поэтому на первый план выходит стратегия адаптации к подобному роду изменений. Пожароопасные периоды будут все чаще, если мы говорим о Якутии, а площади пройденных пожаров будут больше. Готовиться к этому надо и продумывать те меры, которые могут минимизировать те последствия глобальных изменений климата», – говорит Александр Шувалов.
«Сибирь по оценкам климатологов характеризуется наиболее высокими темпами изменения температуры. Более того, именно северо-восточная часть Сибири и Якутия имеет наибольшую скорость прироста температуры – около 0,65°С за 10 лет, – развивает мысль Евгений Пономарев. – По нашим оценкам, помимо роста температуры летнего периода, для региона можно прогнозировать значительное снижение относительно современной нормы уровня влагообеспеченности, повышение уровня засушливости, а также увеличение длительности пожароопасного периода. Как следствие, можно прогнозировать ужесточение пожарных режимов и регулярность экстремальных пожарных событий. Чтобы эффективно противостоять таким вызовам ближайшей перспективы, необходимо развивать и доукомплектовывать подразделения лесопожарной охраны на местах, в том числе — прорабатывать вопрос оптимизации пространственного размещения отдельных подразделений по территориям».
С этой целью власти Якутии планируют открыть новые авиаподразделения на севере республики. Решение связано как с увеличением охраняемых зон, так и количества пожаров. Подразумевается, что группировки разместят в Колымо-Индигиской группе улусов. Вопрос их создания подняли в региональном парламенте.
«Не следует упускать из виду явные несоответствия современной ситуации с пожарами и существующей системы лесоохраны на местах, о которых говорят специалисты-практики, – соглашается старший научный сотрудник Института леса им. В. Н. Сукачева Сибирского отделения РАН. – Распределенная система сил быстрого реагирования, дислоцированных на местах, может значительно повысить эффективность противопожарных мероприятий и способствовать возможности локализации возгораний на ранних стадиях, что может минимизировать и затраты, и потери».
При этом, как подчеркнули в Минэкологии Якутии, все чаще лесные пожары возникают в зонах контроля, где тушение по закону не обязательно. Однако иногда приходится реагировать и на эти угрозы. Как правило, это труднодоступная местность, куда по земле не добраться. А источником возгораний становятся, как правило, сухие грозы.
«Подтвержденный факт, что причиной пожаров на ненаселенных территории становится не человек, а, природный фактор. В истории Земли даже когда не существовало человека – лесные пожары уже были. А сухие грозы возникают именно в районах с резко континентальным климатом», – комментирует руководитель Прогностического центра МЕТЕО ТВ Александр Шувалов. «Мы видим интенсификацию гроз по всей России в целом, особенно в северных районах, в том числе в Якутии, – продолжает заместитель директора Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН Александр Чернокульский. – По данным спутниковых наблюдений, по данным грозопеленгации, мы наблюдаем, как число молниевых вспышек в последние десятилетия растет. Это может быть как сухая гроза (как правило, это молния с положительным зарядом, таких молний около 5% от всех), так и гроза с дождем, просто молния иногда бьёт не там, где идут осадки, или осадки недостаточно сильные, чтобы потушить начавшийся пожар. Плюс еще важный фактор – увеличение выбросов углекислого газа из-за антропогенной деятельности. СО2 для растений — это тоже такое удобрение. Они пытаются поглотить этот избыток из атмосферы, становятся выше, растет так называемая первичная продукция лесных экосистем. Для сравнения: у вас была вязанка небольшая вязанка из тощих дров, а теперь они стали толще. Поскольку увеличивается бездождевой период (а мы видим, что осадки становятся сильнее, но реже), эта вязанка толстых дров становится часто сухой. И вот по ней чаще начинают бить молнии. Поэтому прогнозы говорят о том, что природные пожары, возникающие из-за молний, будут чаще и охватывать они могут большую территорию».