arrow

Им и вечная мерзлота не помеха – кинокритик о развитии якутского кинематографа

На Дальнем Востоке впервые проходит Всероссийская креативная неделя. «Экономика творчества» становится таким же брендом регионов ДФО, как и его промышленный сектор. Например, о якутском кинематографе знают уже не только в России, но и во всем мире. Ленский клуб поговорил с кинокритиком и обозревателем, продюсером и программным директором Фестиваля экранизаций «Читка» Сусанной Альпериной о феномене кино из Якутии и факторах, способствующих его популяризации.

По словам эксперта, феномен якутского кинематографа был создан конкретными личностями, которые снимают искренние и честные фильмы. «Якутское кино – это, прежде всего, люди. Региональный кинематограф, где бы то ни было – в России или в другой стране, если он сделан интересно и талантливо, найдет отклик в любой точке земного шара. Люди везде чувствуют одинаково. Например, мы все переживаем за произошедшие события в Бразилии, о которых в прошлом веке писал Габриэль Гарсиа Маркес. От нас это далеко. Но когда настоящие художники рассказывают свою историю талантливо, то она становится близкой всем», — сказала кинообозреватель.

О якутском кино зритель заговорил в 2020 году, когда фильм «Пугало» стал триумфатором 31-го «Кинотавра». Однако фильмы в республике снимают уже на протяжении 30 лет. Еще в 1992 году первый президент Якутии Михаил Николаев подписал указ об учреждении якутской государственной кинокомпании «Сахафильм». Параллельно с созданием киностудии власти решали кадровый вопрос – за счет бюджетных средств студенты из республики прошли обучение в высших учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга.

Сегодня местные власти продолжают традиции, заложенные предшественниками. Замысел стал масштабнее. В регионе формируется новый экономический сектор – креативный, и киноиндустрия является одной из его частей. Первые результаты уже есть: 90% IT-услуг Дальнего Востока формируется в республике, в регионе открылся первый в ДФО креативный кластер «Квартал Труда», а по решению экспертного жюри Russian Creative Awards 2022 года Якутия стала обладателем звания «Самый креативный регион». Что касается киноиндустрии, то ежегодный рост кассовых сборов якутских фильмов говорит сам за себя. По данным ЕАИС в 2019 году они составили 44 млн руб., в 2021 году —60 млн руб., а в 2022-м — более 70 млн руб. «Роль местных властей в развитии кинематографа очень важна. Надо уметь правильно поддерживать и делать это в меру, чтобы не диктовать условия, не мешать талантам. В Якутии это уже есть, и кейс республики является хорошим примером гармоничного взаимодействия руководства региона и творцов. Этот тренд идет сейчас по стране. Я много езжу и вижу, что на Алтае, Калининграде, Хакасии и других регионах тоже плотно занимаются политикой развития кино. Местные власти поняли, что кинематограф и креативные индустрии в целом могут дать импульс для социально-экономического прогресса», — подчеркнула собеседница Ленского клуба. 

К успехам якутских кинорежиссеров стремятся и мультипликаторы. Так, анимационная студия «Тундра» уже на этой неделе представит свой проект по созданию серии 3D мультфильмов на общероссийской конференции Startup Village в Москве. Якуты перенесли на экран легенду о местном повелителе холода. Эксперт считает, что у региональной анимации тоже есть шанс завоевать любовь зрителей со всех уголков страны. «В Якутии кино все-таки авторское, а анимация изначально нацелена на то, чтобы быстро найти путь к сердцам людей. Хотя ее производство зачастую обходится дороже, чем создание фильмов или даже некоторых сериалов. Если в регионе будут производить мультипликацию, ценность которой будет заключаться только в якутской экзотике – этого будет мало. Продукт должен быть сделан талантливо, тогда он будет востребован и любим», — подытожила Сусанна Альперина. 

ico
Ваша завка принята!