arrow

Антикризисная политика Президента как фактор нивелирования внешнеэкономического давления: эксперт о росте инвестиций в Якутии и неудачных санкциях

Отечественная промышленность справилась с давлением западных стран, подтвердив успешность антикризисных мер, принятых Президентом Владимиром Путиным и правительством страны. На встрече с главой государства зампред Правительства России - министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил рекордный рост объема средств, которые предприятия привлекли на операционную деятельность – он составил 35%. Оптимистично выглядят и показатели Якутии. За предыдущий год вливания в производство республики также увеличились почти на треть. За счет чего региону удалось добиться роста инвестиций, и почему не стоит опасаться обсуждаемого в ЕС эмбарго на импорт алмазов, Ленский клуб узнал у независимого эксперта, кандидата экономических наук Леонида Хазанова.

1 ноября в правительстве республики прошло заседание по вопросам взаимодействия органов власти с инвесторами. Ранее глава Якутии Айсен Николаев поставил перед ведомствами задачу не только сохранить, но и увеличить объем капиталовложений в экономику республики. Для этого предлагается повысить эффективность работы с инвесторами, в том числе разработать специальное приложение, которое позволит как сопровождать уже реализующиеся проекты, так и привлекать денежные средства для новых.

Эксперты отмечают, что принятые по инициативе президента Владимира Путина меры поддержки экономики дают свои результаты вопреки санкциям Запада. При этому глава государства неоднократно указывал на необходимость активной работы губернаторов с реальным сектором. В 2022 г. Якутия привлекла в экономику 616,2 млрд рублей. Это рекордный показатель за всю историю республики, который к тому же был достигнут под беспрецедентным санкционным давлением. В сравнении с предыдущим годом объем вложений вырос на 29,6%. По показателю роста инвестиций республика возглавила список регионов Дальнего Востока, а в стране вошла в десятку лучших субъектов.

«Власти региона проводят активную политику по привлечению инвесторов, потому что они прекрасно понимают необходимость развития реального сектора. В Якутии делают ставку на диверсификацию экономики. Был принят ряд локальных актов, чтобы простимулировать капитальные вложения в регион. Во-вторых, сейчас многие компании ищут перспективные регионы для инвестиций. Якутия как раз одним из таких является. Как мне кажется, вот эти две тенденции сыграли свою роль. И инвестиции в стране выросли, даже несмотря на то, что против России действуют западные санкции», – объясняет Леонид Хазанов.

В Якутии в этом году начал действовать региональный инвестиционный стандарт, который регулирует меры поддержки и гарантии для инвесторов. Согласно опросу Министерства экономики республики, 58% респондентов отметили улучшение инвестиционного климата в регионе, а 78% – назвали его привлекательным для развития бизнеса.   

«Для инвестора важно наличие рабочей силы. В Якутии с этим проблем никаких нет. Но первоочередное – налоговые и неналоговые преференции, а также ускоренное прохождение всех необходимых разрешений», – подчеркивает собеседник Ленского клуба. Сегодня, благодаря работе 9 межведомственных проектных групп, которые занимаются оптимизацией услуг регуляторной среды, инвестиционный цикл сократился с 1360 до 945 дней. Власти республики помогают с оформлением необходимой документации, в том числе и для технического подключения к инженерной инфраструктуре.

Основной точкой притяжения промышленных инвесторов в республику является юг Якутии. Чтобы привлечь как можно больше вливаний, по поручению главы государства была создана ТОР «Южная Якутия» с преференциальным режимом для резидентов. В этом году там прошла отгрузка первой партии железной руды с Сиваглинского месторождения. Активно развивается Эльгинское угольное месторождение. Вахтовый поселок возле него постепенно становится постоянным населенным пунктом. Проект ТОР вышел практически на полную плановую мощность: из 112,5 млрд руб. осуществлены инвестиции на 89 млрд., создано 8738 из 9458 запланированных рабочих мест.

«Это очень крутой показатель для монопрофильной ТОР за 7 лет, – оценивает эксперт. – Он говорит о том, что промышленность Якутии развивается, идет планомерный подъем. Он связан с добычей угля, потому что Якутия достаточно близко расположена к основным рынкам, где его потребляют – это Китай и Индия. Спрос хороший, логистическое плечо близкое, плюс якутский уголь очень высокого качества (в нем низкое содержание серы и фосфора) – все это способствует спросу на ресурс со стороны азиатских стран».

Власти Якутии стремятся обеспечить бесперебойность работы промышленных предприятий. С этой целью на минувшем ПМЭФ Айсен Николаев, встречаясь с послом Республики Беларусь, выдвинул идею по строительству консигнационного склада, где будут храниться горная техника, запчасти и комплектующие к ним, а также сервисного центра для обслуживания машин. А в Нерюнгри – промышленной столице республики – глава региона предложил создать ремонтно-механический завод.  

«Задумка классная, потому что в значительной степени техника, которая используется на горнодобывающих предприятиях Якутии, из Беларуси поставляется. А любую гайку или болтик везти оттуда далековато. Консигнационный склад облегчит положение. В нем можно хранить все, что надо. И если какой-нибудь БелАЗ выйдет из строя, тут же все на месте починить. А если строить ремонтно-механический завод, так это вообще прекрасно, потому что часть компонентов можно просто на месте делать», – отметил кандидат экономических наук.

Внимание правительства Якутии к промышленности, как к основному бюджетообразующему сектору экономики республики, способствует развитию отрасли. А политика страны в условиях внешнего давления, поручения ее Президента Владимира Путина позволили не просто сохранить ее потенциал, но и нарастить темпы производства. Так, в республике по итогам 2022 г. оно увеличилось на 110,1% по сравнению с предыдущим годом, за пять предыдущих лет рост составил 143,8%. Ежегодно обновляются исторические рекорды по объемам добычи угля, газа, нефти и золота.

Увеличилась и добыча алмазов: в прошлом году ее рост составил 10,5%. Началось восстановление рудника «Мир-Глубокий», – самого крупного алмазодобывающего месторождения, которое было закрыто в 2017 г. после затопления. По мнению эксперта, на позитивной динамике не скажется даже грозящий запрет на ввоз российских алмазов, который сейчас, по информации ряда изданий, готовят в ЕС в рамках 12-го пакета санкций. Причем даже если огранка драгоценных камней проходила за пределами России, авторы задумки намереваются определять место их происхождения по химическому составу.  

«Это безумная идея, на мой взгляд, она способна повредить только ее инициаторам. Россия на рынке алмазов является доминирующим поставщиком, и никакая другая страна – Канада, Австралия, Южноафриканская республика – по объемам добычи даже не сравнится с ней. Если введут запрет сразу же образуется дефицит, цены на алмазы взлетят до небес. В Брюсселе и Израиле встанут предприятия по их огранке со всеми вытекающими последствиями. То есть начнется волна увольнений огранщиков, ювелиров, сотрудников предприятий, которые поставляют различный обрабатывающие инструменты. Заменить якутские алмазы в горизонте ближайших пяти лет невозможно. Я думаю, скорее всего, в случае введения эмбарго якутские алмазы продолжат поставляться на международный рынок, а оформляться будут как нефть – «неизвестного происхождения». Определять по химическому составу, из России они или нет, достаточно сложно. Зачастую алмазы из одной кимберлитовой трубки различаются как по содержанию азота, так и по изотопам. Если они смогут это сделать, я хочу на это посмотреть», – прокомментировал Ленскому клубу Леонид Хазанов.

По его словам, запрет скажется и на промышленности западных государств, так как алмазы используются в горном деле для производства буровых головок, а также в металлообрабатывающих отраслях.

ico
Ваша завка принята!