arrow

Мегапроекты для расширения экспорта: как Якутия выносит на федеральный уровень ключевые инфраструктурные инициативы

Заметное место в деятельности делегации Якутии на ПМЭФ заняло обсуждение реализации инфраструктурных проектов. Глава республики Айсен Николаев на площадке форума провел встречу с министром транспорта РФ Романом Старовойтом. Главными аспектами беседы стали вопросы развития транспортной инфраструктуры Якутии: строительство Ленского моста, дальнейшей модернизации аэропортовой инфраструктуры республики и ускорение проекта железнодорожного пункта пропуска «Джалинда». О роли республиканских инициатив в комплексном развитии макрорегиона и страны Ленский клуб побеседовал с директором Центра региональной политики РАНХиГС Владимиром Климановым.

В последнее время Ленский мост стал позиционироваться на государственном уровне не только как важный для Якутии инфраструктурный объект, но и стратегический элемент в развитии международной торговли России. Президент страны Владимир Путин неоднократно подчеркивал важность строительства переправы через Лену, поскольку Россия планирует реализацию международного логистического коридора «Север – Юг». Один из его маршрутов должен пройти через Якутию. Проект не только повысит транспортную связанность в регионе и обеспечит стабильный приток инвестиций на Дальний Восток, но позволит создать несколько тысяч рабочих мест для специалистов различного профиля. Новый руководитель федерального министерства транспорта также подчеркнул важность проекта для дальнейшего развития всего Дальнего Востока и заявил о готовности содействовать реализации проекта.

«Ленский мост дает перспективы развития целого ряда районов Якутии, которые откроются благодаря соединению столицы региона с «большим материком», – объясняет Владимир Климанов. – Помимо этого, возведение переправы окажет синергетический эффект, связанный с дальнейшим наращиванием добычи полезных ископаемых в регионе. Кроме того, республика является одним из немногих регионов, где фиксируется устойчивый рост населения. Поэтому реализация проекта также даст положительный импульс для развития субъекта».

Для обеспечения комплексной транспортной связанности территорий власти республики предложили расширить перечень республиканских аэропортов, реконструируемых в рамках федеральной программы «Развитие инфраструктуры опорной сети аэропортов». Якутия является абсолютным лидером по количеству модернизируемых воздушных гаваней. Уже успешно обновлены и функционируют 10 аэропортов. До конца года завершится работа еще на 4 объектах.

«Развитие Якутии, как крупнейшего по площади региона России, невозможно без модернизации аэропортовой инфраструктуры и обеспечения стабильного авиасообщения между районами республики. Те импульсы развития, которые Якутия получила в последние годы, в том числе касающиеся демографических и экономических вопросов, во многом произошли именно благодаря активному развитию воздушной связанности как внутри региона, так и с другими субъектами страны. Увеличение количества функционирующих аэропортов и наращивания объемов перевозок – ключевая задача для властей республики», – подчеркивает эксперт.

Сегодня на XXVII Петербургском международном экономическом форуме АСИ представил итоги Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России. Якутия продемонстрировала рост ключевых показателей и заняла четырнадцатое место, а в одном из направлений республика вошла в пятерку лучших субъектов страны. Вопросу повышения экспортного потенциала региона в этом ключе было отведено особое внимание в рамках встречи Айсена Николаева и Романа Старовойта. Глава Якутии предложил осуществить расконсервацию ранее действовавшего железнодорожного пункта пропуска «Джалинда», что позволит ускорить темпы транспортировки грузов в КНР в несколько раз, а также существенно нарастить объем поставок без дополнительной нагрузки на Восточный полигон железнодорожной сети.

«Якутия входит в пятерку лидеров по добыче целого ряда полезных ископаемых от угля до золота, а в алмазной сфере сохраняет абсолютное лидерство в мире в целом. При этом в республике активно открываются и осваиваются новые месторождения со значительными запасами сырья, что требует расширения сети транспортировки грузов. Благодаря многовекторному промышленному развитию республике удалось добиться впечатляющих показателей экономического роста. Расширение железнодорожной сети, безусловно, даст существенный импульс для роста экспортного потенциала республики, что в свою очередь положительно отразиться на общем состоянии экономики субъекта. Таким образом, регион получит не только дополнительные доходы в бюджет, но и практически гарантирует приток новых инвестиций, так как инвесторы обращают внимание не только на запасы тех или иных ископаемых и условия их добычи, но и на наличие инфраструктуры для их последующей реализации. А приход новых инвесторов, в свою очередь, обеспечит создание дополнительных рабочих мест, что уже благоприятно скажется на уровне безработицы и благосостоянии населения», – резюмирует эксперт.

Проект создания железнодорожного мостового перехода Джалинда – Мохэ будет осуществляться совместно с Амурской областью и обеспечит возможность перевозить порядка 30 тонн угля. Благодаря реализации инициативы выход до границы с Китаем удастся сократить в 5 раз с 2500 до 500 км.

Владимир Климанов отмечает, что расширение добычи полезных ископаемых и другие проекты развития требуют модернизации транспортной системы не только внутри республики, но и на всем Дальнем Востоке. «Сейчас железные дороги Восточного полигона работают на пределе своих возможностей, поэтому закономерным является участие Якутии в расширении транспортных сетей, которые позволят оперативнее доставлять добываемые и производимые в республике товары», – констатирует эксперт.

ico
Ваша завка принята!