arrow

«Новое рабочее место в креативной индустрии создает еще два»: эксперт об экономическом эффекте отрасли

Якутский опыт культивирования креативных индустрий сегодня стал предметом обсуждения федеральных экспертов. На Российской креативной неделе прошла сессия, посвященная развитию экономики знаний в северном регионе. О достижениях, которых добилась республика в этом направлении, Ленский клуб побеседовал с заведующий Сектором регионального инновационного развития Высшей школы бизнеса ВШЭ Александром Степановым.

Специалисты на форуме уделили внимание нескольким успешным и самобытным субъектам страны. В фокус попала Ульяновская, Новосибирская, Челябинская, Калининградская области и Пермский край. Отдельная сессия посвящена северной республике – «Ювелирное дело, кино, урбанистика: как Якутия вышла в топ креативных регионов России».

«Уникальность Якутии заключается в том, что креативные индустрии в республике сразу развивались на очень сильном предпринимательском базисе, – рассуждает эксперт. – Это относится и к новой волне якутского кино, которое сразу росло как самоокупаемая и прибыльная бизнес-история. А это невозможно без «попадания в аудиторию» и соответствия ее запросам и интересам. То же относится и к IT-отрасли, которая быстро по мировым меркам научилась удовлетворять потребителей даже не в российском, а в мировом масштабе. Именно предпринимательское начало, культура, среда – важнейшие катализаторы развития креативной экономики. И здесь республике нужно не останавливаться, создавать параллельно креативным кластерам точки роста технологического и инновационного предпринимательства, выращивать компании, которые смогут стать региональными и национальными чемпионами. Жизнь показала, что в этом нет ничего невозможного даже в одном из самых холодных регионов мира».

Александр Степанов подчеркнул, что для властей Якутии эта отрасль стратегически важна. По его словам, ставка на нее была рискованной и не могла принести быструю отдачу, однако в долгосрочной перспективе она может дать «результат кратно больший». Чтобы выстроить вектор развития экономики знаний, в республике разработали собственную законодательную базу: здесь приняли первую Концепцию развития креативной экономики. «Любые документы подобного характера нужны для того, чтобы зафиксировать рамку средне- или долгосрочной модернизации, определить приоритеты, цели и задачи, а затем – декомпозировать их с помощью решений и законов более прикладного уровня», – поясняет собеседник Ленского клуба.

Во многом пионером Якутия стала и в создании инфраструктуры для криэйторов. Сейчас там располагается единственный на Дальнем Востоке креативный кластер «Квартал труда». Впервые в России ему присвоили статус ТОР, благодаря чему разработчики инновационных продуктов могут пользоваться налоговыми бонусами. Кроме того, такие пространства дают синергетический эффект, добавляет эксперт.

«Точки роста, где работники креативных индустрий могут общаться, сотрудничать, обмениваться идеями – очень важны. Просто потому, что коммуникационная и рабочая среда нужны любому человеку, и криэйторы не исключение. Здесь происходит, говоря терминами Льва Гумилева, пассионарная индукция – когда менее энергичные люди «заряжаются» от тех, кто горит. И это значимо повышает общую эффективность процесса. Конечно, необходимо, чтобы это было сделано с учетом региональной специфики, с глубинным пониманием особенностей индустрии и не для галочки. Например, в недавнем исследовании по Великобритании показано, что каждое новое рабочее место в креативной индустрии помогает создать еще 2 рабочих места в других отраслях – как для обслуживания работников креативной экономики, так и в связи с ее ростом как таковым», – заключает Александр Степанов.

Руководство Якутии ожидает, что при «полной загрузке» пространство займут около 150 резидентов. Совокупно они должны открыть примерно 1250 рабочих мест. Согласно расчетам, суммарная выручка составит около 5 млрд рублей, а доля креативного сектора в экономике региона вырастет с 2,4 до 4,4% к 2035 году. Ведущую роль в росте креативного сектора регионов специалисты отводят главам регионов. «Важно, чтобы у них было долгосрочное планирование, наличие видения на 10-20 или даже 30 лет, несмотря на то, что этот период явно за пределами срока полномочий», – считает заведующий Сектором регионального инновационного развития Высшей школы бизнеса ВШЭ.

Подобный подход отмечал в Якутии начальник управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков. «Есть и взгляд в завтрашний день: у Айсена Николаева есть и приоритеты, которые уже сработали, и он видит новые. Это действительно огромный путь, который проделан», – заявил он на недавно прошедшем форуме «Российская креативная неделя – Дальний Восток». Спикер подчеркивал, что в республике создана собственная уникальная экосреда.

С ним согласен и Александр Степанов. «Моя догадка заключается в том, что в ХХ веке Якутия за счет огромной внешней миграции в эпоху промышленного развития получила вливание новых знаний, смыслов, компетенций. Слившись с национальной якутской и региональной сибирско-дальневосточной культурой, эта волна не погасила творческие силы народа Якутии, а обогатила их. Через посредство русской культуры, о чем не раз писал А.Е. Кулаковский, Якутия получила доступ и к сокровищам мировой культуры. Поэтому важнейшее условие роста республики как креативного лидера – открытость к новому, иному, готовность принимать и творчески переплавлять идеи, технологии, знания, смыслы. Сохранять и культивировать би- и трилингвизм, не замыкаться в узко понятых региональных или национальных проблемах. Если сохранить этот открытый характер – все получится. А свою жизнеспособность и востребованность якутская культура уже доказала», – резюмировал эксперт.

ico
Ваша завка принята!