arrow

«Основа устойчивого благополучия»: эксперт об опыте развития образования в арктических районах Якутии

Научные институты Якутии возьмут шефство над арктическими школами. Такая идея прозвучала на совещании по вопросам качества образования в Арктике, прошедшее под руководством главы республики Айсена Николаева. Он поручил проработать инициативу в рамках проектов НОЦ «Север: территория устойчивого развития». Какие еще региональные практики внедряют для развития образовательной среды Крайнего Севера, Ленский клуб поговорил с вице-президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Ниной Вейсаловой.

В 13 арктических районах республики учреждения образования охватывают больше 15 тысяч человек. Всего на них приходится 110 детских садов и 96 школ, семь из которых – кочевые. «Образование и просвещение рассматривается для коренных народов Севера как главная основа их устойчивого развития, – рассказывает Нина Вейсалова. – Однако развивать их сложно вследствие труднодоступности районов. Там невысокий уровень распространенности инфраструктуры, нет доступа к возможностям, которые есть у детей в больших городах: отсутствует возможность выбора школы, учителя, дополнительных образовательных программ, что ограничивает и осложняет процесс образования детей Арктики. Поэтому его состояние в северных регионах требует пристального внимания со стороны государства».

В ходе совещания глава Якутии Айсен Николаев наметил два вектора повышения качества образования. Первый связан с укреплением материально-технической базы. За последние пять лет в арктических районах республики построено 10 объектов образования, еще по 17 учреждениям ведется капитальный ремонт, открыто 67 инновационных центров «Точка роста». Вместе с тем, чтобы процесс обучения на Крайнем Севере соответствовал российским и общемировым стандартам, ведется активная работа по подключению муниципалитетов к сети Интернет. Для этого до конца 2025 года власти региона планируют проложить около семи тысяч километров оптоволоконного кабеля в рамках проекта «Синергия Арктика». Он обеспечит высокоскоростной связью 72 тысяч жителей в 86 населенных пунктах Заполярья.

«Это доступ к образованию в том числе для детей кочевников, – отмечает эксперт. – Сейчас во многих регионах проводят данную работу. Есть даже в некоторых субъектах страны IT-стойбища. Нужно стараться обеспечить даже самые отдаленные районы высокоскоростным Интернетом. Это позволит ребятами пользоваться образовательными услугами через цифровую среду. Данный проект идет в русле государственной политики. Культура, образование и цифровизация – главные приоритеты, которые определены национальным планом реализации Десятилетия языков коренных народов в нашей стране».

Второе направление, намеченное руководителем республики, – непосредственное повышение уровня образования. Айсен Николаев отметил, что выпускники не поступают в высшие учебные заведения из-за низких баллов по ЕГЭ. Эту проблему он связывает с нехваткой квалифицированных кадров. Чтобы сократить дефицит специалистов, в республике запустили проект «Учитель Арктики». Благодаря ему удалось привлечь 181 молодого специалиста. В рамках госпрограмм 43 педагога оказали адресную поддержку в получении жилья. Некоторых специалистов обучают по целевым направлениям.

«Опыт Якутии в этом вопросе очень успешный, полезный и для других регионов России. Считаю, нужно развивать такие проекты, – делится собеседница Ленского клуба. – Это поддержка самих учителей, потому что не каждый педагог поедет в труднодоступные регионы без хороших условий для жизни. А программы помогают получить хороших специалистов. В этом вопросе республика – флагман».

Вместе с тем, по мнению Нины Вейсаловой, образование в Заполярье должно быть неразрывно от этнокультурной специфики. По ее словам, дети должны стать не только грамотными, но и чувствовать связь с родной землей и своим народом. С этой целью в этом году по поручению Айсена Николаева в республике возобновили передачу детской литературы на национальных языках. Всего планируют отправить 38 тысяч экземпляров книг. Курса на сохранение и культивацию национальной идентичности придерживаются в экспериментальной школе-интернате «Арктика». Здесь под одной крышей обучаются представители пяти народов.

«Каждый специалист, который работает в этой школе, – на вес золота. Сегодня осталось не так много учителей, которые являются подлинными носителями культуры, языка, в целом традиционных знаний. Они воспитывают поколение молодежи из числа детей КМНС, которые должны стать элитой Арктики. У школы большая миссия. В будущем эта молодежь будет определять развитие арктических регионов и народа, к которому принадлежат. Они станут руководителями национальных предприятий, общин», – отмечает эксперт.

ico
Ваша завка принята!