arrow

От связи с «большой землей» до развития международного авиасообщения: эксперт оценил значимость улучшения инфраструктуры аэропортов в Якутии

В пятницу, 13 октября, «Аэрофлот» возобновляет прямое авиасообщение между Москвой и Якутском. А с конца месяца перелеты будут совершать шесть раз в неделю. Это стало возможным после завершения реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта столицы Якутии. О модернизации авиатранспортной инфраструктуры республики Ленский клуб побеседовал с координатором экспертного совета ПОРА, доцентом института общественных наук РАНХиГС Александром Воротниковым.

4 октября Минтранс России выдал разрешение на ввод в эксплуатацию искусственной взлетно-посадочной полосы. Теперь ее длина составляет 3600 метров. Также по завершению реконструкции там нанесли новую разметку и установили светосигнальное оборудование. Кроме того, как заявлял в ходе своего визита в республику бывший глава Росавиации Александр Нерадько, аэропорту Якутска присвоят вторую погодную категорию.

«Работы выполнили в условиях международных санкций и отсутствия ряда зарубежных технологий – это большое достижение для региона. Назначение аэропорта очень широкое, и важность его модернизации связана с тем, что он теперь сможет принимать суда круглогодично и круглосуточно, – отмечает Александр Воротников. – Это действительно очень важно, особенно если мы имеем в виду поворот на Восток, который происходит у нас в стране. Якутия в нем играет одну из важнейших ролей в силу того, что близко расположена к азиатским регионам, с которыми наша страна сотрудничает. Теперь она совершенно спокойно может принимать и пассажирские, и грузовые Boeing. Во-вторых, не стоит забывать, что аэропорт «Якутск» является единственным в мире полигоном для испытания воздушных судов в условиях крайне низких температур. Его эксплуатация позволит в любой момент оценить возможности новой авиатехники, которая используется в арктических регионах. Плюс там располагается авиация, которую применяют для тушения и предупреждения пожаров в республике».

Александр Воротников подчеркивает, что в Якутии сейчас активно развивают аэродромную инфраструктуру. Эта деятельность вызвана необходимостью развивать транспортное сообщение внутри самого крупного региона страны, доступ к населенным пунктам в котором крайне затруднен. Так, до конца года планируется завершить модернизацию аэропортов Черский, Усть-Нера и Нерюнгри. В следующем году ожидается сдача взлетно-посадочных полос в Полярном и Мирном. 

«Без авиации в республике сейчас обойтись невозможно. Аэропорты в Якутске строились очень давно, особенно в полярной зоне. Они достаточно быстро приходят в негодность из-за сложного климата. Более того, меняются правила эксплуатации: пассажирам сейчас нужны более комфортные условия», – добавляет собеседник Ленского клуба.

Координатор экспертного совета ПОРА напоминает, что работа по обновлению воздушных гаваней ведется в рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов», который является составной частью нацпроекта «Модернизация транспортной инфраструктуры», однако определенный процент расходов на себя берут и регионы.

«В финансировании работ обязательно присутствует часть от региональных бюджетов. «Это обязательное условие участия [в проектах]», — говорит Александр Воротников. – Если за ВПП отвечает, как правило, федеральный центр, то служебно-пассажирские здания аэропортов, контрольно-пропускные пункты – это все ответственность местных властей. А эффективность их работы можно оценить по своевременности выполнения поставленных задач, а также качеству исполнения».

Всего до конца 2024 года, как отмечал глава республики Айсен Николаев, должно быть отремонтировано 14 аэропортов. Лидер региона неоднократно подчеркивал, что это жизненно важно для Якутии. Кроме того, на заседании стратегической сессии единой дальневосточной авиакомпании он заявлял о необходимости продолжения этой деятельности. «Мы ставим вопросы о реконструкции еще 11 аэропортов: Ленск, Сунтар, Алдан, Мома, Усть-Куйга, Саскылах, Усть-Майя, Батагай, Оленёк, Зырянка, Маган. Не менее важным является вопрос эксплуатации аэропортов, обеспечение их новой современной техникой», – говорил он. 

«За последние 20 лет воздушным транспортом в Якутии воспользовались больше 20 миллионов пассажиров. То есть в среднем вся республика прибегает к нему ежегодно. Отсюда и такое внимание властей к развитию аэропротовой инфраструктуры», – отмечает доцент института общественных наук РАНХиГС.

Кроме того, власти республики прикладывают усилия для повышения доступности авиаперевозок. Так, в прошлом году из бюджета региона было выделено 600 миллионов рублей на субсидии жителям арктических районов. Ими воспользовались около 34,5 тысяч пассажиров. Льготные билеты предоставляются всем, кто проживает в арктических районах вне зависимости от возраста, а также медицинским работникам, которые работают в них по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер». Такую же сумму правительство Якутии выделило и на рейсы в этом году – они охватывают все 13 заполярных районов.

«В России около 300 различных программ по субсидированию авиаперевозок, но они касаются преимущественно межрегиональных рейсов. Такой практики по внутрирегиональным полетам нет практически нигде. Для бюджета республики выделяемые на это средства, конечно существенные, но качество жизни населения важнее. Люди чувствуют связь с «большой землей» и что не оторваны от большей части страны», – подводит Александр Воротников.

ico
Ваша завка принята!