arrow

Сдерживание цен и бесперебойное снабжение: эксперты назвали выгоды от появления ТЛЦ

Глава Якутии Айсен Николаев во время рабочей поездки в Среднеколымский улус посетил строительную площадку торгово-логистического центра. Объект должны сдать в эксплуатацию в первой половине сентября. Как власти республики выстраивают систему снабжения арктических районов региона, Ленский клуб обсудил с профессором кафедры экономики природопользования МГУ Сергеем Никоноровым и главным редактором научного журнала «Российская Арктика» Кирой Змиевой.

Торгово-логистический центр в Среднеколымске станет шестым подобным учреждением на севере Якутии. Всего до конца 2025 года планируется построить 13 таких объектов – по одному в каждом арктическом районе республики. Эта работа ведется в рамках указа о стратегии социально-экономического развития Арктической зоны республики на период до 2035 года. По словам Айсена Николаева, учреждение позволит бесперебойно обеспечивать население улуса свежими овощами и фруктами в межсезонье, пока не откроются автозимники в феврале. Как отмечают эксперты, за счет того, что в ТЛЦ увеличится объем хранимых социально значимых товаров, рост их стоимости будет ограничен. Немалую роль в этом играет государственная поддержка. «Благодаря субсидии на транспортные расходы предприятие имеет возможность сдерживать рост цен: сейчас они ниже на 5-56%, чем у прочих хозяйственных коммерческих структур», – подчеркивает Сергей Никоноров.

Общая площадь торгово-логистического центра в Среднеколымске составит 578 квадратных метров. Здесь установят холодильные камеры, разместят теплый и холодный склады, овощехранилище, торговый зал для реализации продукции. Как отметил директор Якутотпторга Николай Алексеев, вся завозимые предприятием овощи, кроме репчатого лука, – собственного производства. Вот уже три года компания плотно сотрудничает с местными фермерами, которые учитывают при ведении хозяйства потребности муниципалитетов. 

«Организация на базе торгово-логистических центров пунктов для заготовки, хранения и последующей транспортировки промысловой продукции, производимой непосредственно в регионах Арктики – это следующий этап развития инфраструктуры, – считает Кира Змиева. – ТЛЦ призваны стать точками роста для предпринимательства и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Успешное внедрение сети таких центров окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие Крайнего Севера».

Эксперты едины во мнении, что с массовым вводом торгово-логистических центров будет существенно оптимизирован северный завоз. В начале августа механизмы его регулирования были закреплены на государственном уровне. Президент России Владимир Путин подписал специальный закон, который юридически закрепил важные для законодательного обеспечения понятия – «территория северного завоза» и «территория с ограниченными сроками завоза грузов».

«Отсутствие базового закона и единого поставщика влекло за собой регулярные срывы поставок и отсутствие какой-либо значимой ответственности поставщиков, – напоминает главный редактор научного журнала «Российская Арктика». – С учетом экстремально коротких сроков для прохождения транспорта по маршрутам северного завоза (в некоторых районах это всего 1-2 месяца в году), перебои в снабжении могли приводить к полной остановке предприятий и серьезным проблемам в обеспечении базовых потребностей местного населения».

«Новый закон устанавливает приоритет в обслуживании грузов северного завоза, – уточняет профессор МГУ, – вводит разделение грузов на категории, закрепляет меры ответственности за неисполнение указанной обязанности, а также предусматривает выделение субсидий на каботажные перевозки, создание единого морского оператора и федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС «Северный завоз»). Президент также подписал закон-спутник, по которому в Кодекс торгового мореплавания РФ вносится поправка, по которой при каботаже обеспечивается в первоочередном порядке перевозка грузов северного завоза первой и второй категорий. В Устав железнодорожного транспорта вносится аналогичная оговорка приоритета грузов для железнодорожных перевозок».

Собеседник Ленского клуба подчеркивает, что для социально-экономического развития Арктической Зоны Российской Федерации федеральный закон носит важнейшее значение и будет содействовать эффективной работе системе ТЛЦ Якутии. Сегодня в стране в рамках северного завоза, продукты, медикаменты и другие необходимые товары получают больше трех миллионов человек в 25 регионах страны. Ежегодно совокупный тоннаж социально значимой продукции составляет 3 миллиона тонн. На их доставку из государственного бюджета выделяется около 87 миллиардов рублей.

ico
Ваша завка принята!