arrow

Экономические эффекты Ленского моста: как проект улучшит жизнь якутян и инвестиционный климат

Строители завершают сооружение первой из четырех технологических площадок для строительства Ленского моста. Там расположится вахтовый городок. Сейчас специалисты заканчивают вынос инженерных сетей связи, электричества и газа. О значимости проекта для Якутии, и взаимосвязи экономики и системы логистики Ленский клуб побеседовал с заведующим лабораторией Института народохозяйственного прогнозирования (ИПН) РАН, кандидатом экономических наук Кириллом Янковым.

Работа по подготовке к сооружению Ленского моста началась в конце января. Первые строительные бригады сконцентрировались на левом берегу со стороны села Старая Табага. На первом этапе задействованы исключительно местные компании, заключившие договоры с концессионером – группой «ВИС». Сооружение перехода через Лену осуществляется по поручению Президента Владимира Путина и должно быть завершено к 2028 году. Более трети бюджета проекта предполагается покрыть из федеральной казны. 

«Федеральный центр играет при строительстве Ленского моста ключевую роль, поскольку без средств федерального бюджета его возвести невозможно. Со стороны Правительства России присутствует понимание важности этого объекта для развития Якутии и всего Дальнего Востока», – считает эксперт.

По мнению экономиста, переход даст первые положительные эффекты еще до сдачи его в эксплуатацию. В первую очередь, в регионе откроются дополнительные вакансии в отрасли: от инженеров и водителей до строителей и электриков. В связи с ростом поступлений от налога на прибыль профильных компаний появится больше возможностей у республиканских и муниципальных властей в реализации социальных программ. А после завершения работ свой вклад в экономику внесет развитие сопутствующей инфраструктуры – заправочных станций, станций техобслуживания, объектов торговли и услуг, которые неизбежно появятся вдоль нового логистического маршрута. Но ключевым все же станет рост транспортной доступности в республике.

«Социальная значимость проекта с точки зрения логистики имеет разные составляющие. Во-первых, это возможное относительное удешевление товаров. Во-вторых, сохранение мобильности населения вдоль реки Лена в период ледостава и ледохода. В-третьих, это круглогодичная доступность медицинской помощи, получения других социальных услуг на обеих берегах в районе Якутска», – отмечает академик.

Ленский мост объединит несколько районов республики круглогодичным сообщением с общероссийской дорожной сетью. Прогнозируется, что это существенно повлияет на стоимости товаров и услуг в регионе, уменьшаться и централизованные траты  на “северный завоз”.

«Строительство моста повысит инвестиционную привлекательность центральных районов. Якутск и имеющие с ним всесезонную автодорожную связь левобережные улусы получат круглогодичный выход к железной дороге и федеральной автодорожной сети, что повлечет надежность доставки сырья и отгрузки продукции. Правобережные улусы, расположенные вдоль федеральной автодороги А-360, получат надежный круглогодичный автомобильный доступ к аэропорту и городу Якутску. Таким образом, инвестиционная привлекательность этих районов станет выше», – добавляет Кирилл Янков.

Как отмечает собеседник Ленского клуба, новые логистические маршруты через Ленский мост приведут к снижению транспортных издержек на доставку товаров из правобережных улусов республики и других регионов страны. Более того, это повлияет и на стоимость продукции, поставляемой из стран Азии. «Рынок скоропортящихся пищевых товаров, требующих быстрой доставки, станет единым для обоих берегов Лены. Все это повлечет определенное снижение себестоимости отдельных потребительских товаров, однако насколько при этом изменятся цены – прогнозировать пока преждевременно», – подытожил эксперт.

ico
Ваша завка принята!