arrow

Экспресс-кредитование: как ГЧП решит инфраструктурные проблемы на Дальнем Востоке?

Для решения инфраструктурных и транспортных проблем в мире успешно применяется механизм концессионных соглашений или государственно-частного партнёрства. Правительство России планирует развивать эту возможность привлечения инвестиций и на Дальнем Востоке. В частности, премьер-министр страны Михаил Мишустин анонсировал создание «Дальневосточной концессии» — специального механизма строительства инфраструктуры.

Успешные прецеденты строительства крупных инфраструктурных проектов в режиме ГЧП есть не только в мире, но и в России. Самый знаменитый из них — Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. Фактически единственная в стране внутригородская скоростная магистраль была построена на частные деньги. Взамен оператор собирает плату за проезд с автомобилистов, а Смольный компенсирует недополученную прибыль, если трафик оказывается ниже расчётного. Это позволило построить и запустить важную для города транспортную артерию без сложной процедуры привлечения бюджетных средств.

В результате выиграли все. Автомобилисты Петербурга пользуются трассой, оператор получает стабильный гарантированный доход, бюджет сэкономил миллиарды рублей на строительстве.

Дальневосточная концессия

Для Дальнего Востока и Арктики подобные механизмы могут стать настоящим спасением, учитывая состояние местной инфраструктуры и её общий дефицит.

Минвостокразвития предлагает структурировать реализацию комплексных концессионных проектов в формате «одного окна». То есть, инвестор будет взаимодействовать с одной организацией от создания концепции проекта до его полной реализации. 

«Цель дальневосточной концессии – привлечь в течение трех лет значительный объем внебюджетных средств на строительство инфраструктурных и социально значимых объектов, дорог, портов, мощностей для утилизации отходов», – заявил Мишустин.

Полномочия на заключение ряда соглашений Минвостокразвития сохранит за собой. 

«Необходимо задействовать тот большой финансовый ресурс, который есть в банковской системе, у институциональных инвесторов, чтобы привлекать внебюджетные средства в создание новой инфраструктуры по механизму дальневосточной концессии», – отметил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.

Заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков объявил, что концессия будет сочетать «долгосрочную государственную поддержку в рамках концессионных соглашений и возможности инвестиционного акселератора по отбору и «упаковке» проектов на базе Минвостокразвития. Этот механизм позволит в ближайшие несколько лет реализовать достаточно широкий перечень инвестиционных проектов на территории ДФО и Арктики».  

Куда девать частные деньги

В первую очередь реализация проектов в режиме ГЧП поможет обеспечить транспортной инфраструктурой территории опережающего развития. Часть из них расположена далеко от сложившихся транспортных путей и нуждается в логистических мощностях. Также за железнодорожные ветки скажут «спасибо» нефтяники и другие добывающие предприятия. 

Похожее соглашение реализуется в Самарской области, где в 2019 году подписано соглашение о строительстве железнодорожной ветки к ОЭЗ «Тольятти».  

Министр Алексей Чекунков объясняет необходимость ГЧП так:

«Бюджет есть бюджет, он консервативный: есть, скажем, 100 руб., и мы можем за эти средства построить два объекта — один для экономики, один социальный. Но если мы применим концессию — ее можно назвать инфраструктурной ипотекой, то можем предложить инвесторам построить сегодня десять объектов на 1 тыс. руб., с тем чтобы они могли получать выплаты по 100 руб. на протяжении десяти лет. Так мы в несколько раз ускоряем темпы строительства инфраструктуры за счет того, что капитализируем будущий денежный поток государства».

Возврат инвестиций для частных инвесторов будет обеспечиваться за счет доходов от целевой эксплуатации объектов инфраструктуры. По предварительной оценке Минвостокразвития, для обеспечения заявленных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке на сумму более 5,2 трлн руб. необходимо привлечь порядка 500 млрд руб. 

Накопленный опыт

Безусловным лидером на Дальнем Востоке по работе с концессионными соглашениями является Якутия. 

«Здесь мы  являемся безусловными лидерами на Дальнем Востоке. По соглашениям ГЧП в республике строится 47 объектов социальной и инженерной инфраструктуры. По итогам прошлого года введены детские сады на 3 тыс. мест, школы почти на 1,5 тыс. мест», — отметил Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

В рамках ГЧП в Якутске построены Детская школа искусств и первая на Дальнем Востоке смарт-библиотека. В апреле управлением госэкпертизы одобрен проект ГЧП по строительству крупного культурного кластера в Якутии стоимостью свыше 18 миллиардов рублей. Объект введут в 2024 году.

Также республика привлекает инвестиции в строительство объектов образования, инфраструктуры и формирования комфортной городской среды. 

Концессионные соглашения позволяют реализовать значительно больше проектов единовременно, чем прямые бюджетные инвестиции. Это придаёт импульс для развития региона, что в конечном счёте окупает инвестиции. Следовательно, механизм партнерства государства и бизнеса будет развиваться и дальше, привлекая частных инвесторов к выполнению значимых проектов.

В регионах, в частности в Якутии, накоплен значительный опыт работы в режиме ГЧП. Республика готова транслировать его на уровень других арктических и дальневосточных регионов.

ico
Ваша завка принята!