arrow

Елена Шаройкина: Регионам нужны новые инструменты для адаптации к изменениям климата

С 1 июля Россия на фоне глобального потепления перешла на новые климатические нормы. Температурные показатели, ранее считавшиеся аномальными, теперь будут частью «новой нормальности». Например, в московском регионе температурная норма в отдельные периоды выросла на 1,5 градуса. В Арктике, где темпы глобального потепления выше среднемировых в 2 раза, проблема еще острее. О том, как меняется государственная климатическая политика и что это означает для регионов России, «Ленскому клубу» рассказала председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты России Елена Шаройкина.

По оценке Минприроды России, «климатическая повестка меняется: что раньше было мерзлотой, сейчас начало таять и гореть». Это подтверждается статистическими данными о глобальном потеплении. В этой связи Правительство России прорабатывает меры по адаптации к новой климатической реальности.

«Из-за роста опасных гидрометеорологических явлений в регионах страны, в конце 2019 года Правительством РФ был утвержден национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года. Документ определил федеральные организационные и нормативно-правовые меры на период 2020-2022 годов, порядок разработки отраслевых и региональных планов, информационное и научное обеспечение работ. На данном этапе необходимо разобраться с экономическими и финансовыми инструментами для климатической адаптации регионов и страны в целом», – подчеркнула председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты России Елена Шаройкина.

Среди главных отрицательных последствий изменений климата в национальном плане фиксируются деградация вечной мерзлоты, более сильные и частые засухи, повышение пожароопасности лесов. В целях унификации подхода к разработке региональных планов адаптации к изменениям климата в 2021 году Минприроды утвердило Типовой паспорт климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации.

Однако работа над нормативно-правовым регулированием требует активизации. В частности, региональные власти нуждаются в конкретизации мер по адаптации к новым климатическим реалиям, кроме того, требуется проводить общественные обсуждения, отмечает эксперт.

«Отсутствие четких указаний региональным властям и требований к проведению общественных обсуждений региональных планов приводят к их бюрократической типизации. Ни один план не обсуждался на площадках федеральной и региональных общественных палат. А ввиду неравнозначности климатических особенностей на территории страны последствия изменения климата для каждого региона отличаются, поэтому так важен индивидуальный подход», – убеждена Шаройкина.

Соответствующие региональные и отраслевые планы требуют широкого экспертного обсуждения с участием ученых, поскольку в вопросах климата строгий научный подход к обоснованию тех или иных мер имеет принципиальную важность. Актуально проработать и механизмы финансирования данной работы, считает эксперт. К концу 2022 года Минэкономразвития как ответственное ведомство проанализирует эффективность текущих мер и начнет подготовку мероприятий второго этапа национального плана. В их перечень должны войти конкретные проекты с информацией о финансировании, а также данные региональных и отраслевых планов.

Среди регионов, активно вовлеченных в работу по адаптации к изменению климата, особое место занимает Якутия. Экосистемы самого крупного субъекта РФ особо уязвимы в условиях изменения климата – оттаивание вечной мерзлоты меняет условия жизни миллионов людей в арктических регионах. А повышение пожароопасности становится серьезным вызовом для самого лесного региона, где большая часть лесов расположена на труднодоступных территориях. «Бескрайняя территория Якутии представляет собой мировой экологический резерват и один из ключевых климатических регуляторов всей планеты. На долю Якутии приходится свыше 30% нетронутой человеком природы в России и около 10% во всем мире», – отмечал Глава Якутии Айсен Николаев.

Якутия давно вовлечена в процессы поиска и предложения инструментов для адаптации к изменениям климата. Новая климатическая эпоха требует новых подходов. В частности, Глава Якутии Айсен Николаев в этом году выступил с инициативой дополнить Лесной кодекс России новыми положениями о превентивном искусственном вызове осадков в целях снижения класса пожарной опасности. Ранее, в 2018 году для адаптации к новым реалиям в республике принят первый в России региональный закон «Об охране вечной мерзлоты». В 2021 году Президент России Владимир Путин поручил Правительству ускорить работу по созданию и внедрению системы мониторинга вечной мерзлоты, поэтому успешные практики региона востребованы и на федеральном уровне. В Якутске уже работает автоматизированная система мониторинга вечной мерзлоты, а с 2022 года планируется создать геоинформационную систему и базу данных о состоянии вечной мерзлоты в регионе.

До 2024 года Якутия планирует выделить 425 млн руб. на комплексные научные исследования в регионе, которые будут затрагивать в том числе климатическую тематику. Именно в Якутии в 2019 году создан научно-образовательный центр мирового уровня «Север: территория устойчивого развития», одним из ключевых направлений работы которого выступают климатические исследования. «Климат на наших территориях меняется гораздо быстрее и драматичнее, что вызывает серьезнейшие проблемы. Поэтому те технологии и открытия, которые могут быть наработаны в рамках НОЦ на всех территориях его регионов-участников, станут востребованными на мировом уровне», – отмечал Глава Якутии 

ico
Ваша завка принята!