arrow

Валерия Касамара: Необходимо начинать говорить со школьниками о завтрашнем дне

Патриотическое воспитание в школах должно пробуждать познавательный интерес, вызывать эмоции и сопереживания. Директор института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара рассказала Ленскому клубу о перспективах развития гражданской компетентности школьников, патриотическом элементе образования и лучших региональных практиках в области гражданского воспитания детей.

Валерия Александровна считает, что со школьной парты важно развивать гражданскую компетентность, то есть учить ответственной реализации своих гражданских прав и свобод. Со школьниками важно говорить не только о прошлом страны, но и о её будущем.

«Стране только предстоит реализовать тот колоссальный потенциал патриотических практик, который сегодня есть в регионах. Сейчас в них активизируются патриотические тренды на сплочение и единение. Это важно для России, в которой такое многообразие народов и территорий. Но использовать это необходимо для подготовки к будущему, которое, как уже всем понятно, будет совсем другим. Необходимо начинать говорить со школьниками о завтрашнем дне», — считает Валерия Касамара.

По мнению эксперта, сфера образования и просвещения уже получили большой импульс для развития воспитательного компонента. Сейчас на многих уровнях звучат призывы сделать обязательным исполнение гимна. У гражданина должно быть право знать и быть причастным к государственным символам. Воспитательная система должна работать на то, чтобы исполнение школьниками гимна или поднятие флага становилось осмысленным действием, частью большой общегражданской традиции и солидарности.

Валерия Касамара объяснила, что не корректно отождествлять патриотизм с военным воспитанием. Патриотизм правильно рассматривать комплексно, без перекосов в сторону жесткой силы. Он включает в себя гордость за достижения Родины.

«Гражданское соучастие, неравнодушие, навыки самоорганизации, умение брать на себя ответственность, понимание значимости собственного вклада во что-то общее, понимание, что ты не «маленький человек», а тот, кто может влиять и менять, — всё это созвучно современному поколению, но пока еще мало прослеживается в системе воспитания. Подрастающему поколению должно быть очевидно, что любое инициативное позитивное взаимодействие молодого человека с обществом — это самое что ни на есть проявление патриотизма», — продолжила она.

Лучшей технологией вовлечения школьников могут стать проекты, которые наглядно продемонстрируют, что каждый может многое. В качестве примера эксперт предложила межпоколенческую практику «малых дел». Например, заливка на школьном участке катка вместе с родителями, помощь людям серебряного возраста, высадка сада. Или проект «Поможем маме», который придумали волонтеры Якутии в честь республиканского Года Матери.

Отдельно Валерия Касамара отметила важность развития школьного туризма — как внутри региона, так и по всей стране. Тяжело быть патриотом, не зная свою страну. Важно дать школьникам возможность побывать хотя бы в нескольких из тех удивительных мест, которыми славится Россия.

ico
Ваша завка принята!