Логистика будущего: эксперт оценил проекты развития БАМа в Якутии
В России широко отметили 50-летний юбилей старта строительства Байкало-Амурской магистрали. Торжественные мероприятия прошли в Якутии: ее жители внесли немалый вклад в возведение БАМа, а сам проект повысил транспортную доступность и позволил экономике региона выйти на совершенно новый уровень развития. Взаимосвязь масштабного транспортного объекта советского прошлого с созданием логистических мегапроектов будущего республики Ленский клуб обсудил с директором Центра региональной политики РАНХиГС Владимиром Климановым.
«Благодаря БАМу у нас развивается Южная Якутия. Город Нерюнгри и ряд других населенных пунктов на этой территории появились благодаря магистрали. Сегодня мы связываем с развитием БАМа дальнейшую модернизацию Восточного полигона, развитие всех наших крупных промышленных проектов. БАМ, безусловно, востребован. Нам также нужны новые железные дороги для того, чтобы и Якутия, и Россия динамично развивались», — подчеркнул Глава региона.
Среди перспективных проектов, которые продвигает республика – железная дорога «Нижний Бестях – Магадан». Она соединит БАМ с побережьем Охотского моря, вовлекая в хозяйственный оборот прилегающие территории и открывая дополнительные возможности транспортировки грузов в страны Азии. Соглашение о создании железной дороги было подписано между правительствами регионов и АО «Железные дороги Якутии» в рамках ВЭФ-2022. На данный момент стороны завершили окончательное согласование трассировки маршрута, который пройдёт через Оймякон и составит 1660 км, вместо нынешних 1800. Разработка ПСД для строительства путей на участке от п. Нижний Бестях до п. Хандыга до 2030 года учтена в стратегическом указе Главы Якутии о развитии транспортной и энергетической инфраструктуры.
«Продление путей от Нижнего Бестяха до Магадана, параллельно почти легендарным автомобильным дорогам через Полюс холода и другим трассам в удалённых районах Якутии и Магаданской области является очень перспективным проектом. Важно вместе с этим совершенствовать и существующие автодороги Вилюй и Колыма, в том числе создавая мостовые переходы через реки, что также отражено в стратегическом Указе Главы Якутии», — комментирует эксперт.
В условиях санкционной политики западных стран для России первостепенной задачей является выстраивание новых логистических маршрутов. Ключевую роль в выстраивании коридора Север-Юг с выходом на Северный морской путь играет строительство Ленского моста. Он свяжет в единую сеть перевалочные центры по обеим берегам реки, замкнув, в том числе, грузы с железной дороги.
«Железнодорожные магистрали пока не являются определяющими артериями в развитии Якутии, однако без БАМа и его северных артерий трудно представить, как бы осуществлялась доставка большинства грузов в регион. То, что железные дороги уже постепенно дошли до пригородов Якутска ярко свидетельствует о важности именно этого вида транспорта для повышения связности внутри самой республики и для увеличения транспортировки товаров в другие регионы и на экспорт. Поэтому значимость в будущем Ленского моста будет только возрастать и время для реализации этого проекта уже наступило», — заявил Владимир Климанов.
В соответствии со стратегическим указом Главы региона Айсена Николаева, свой вклад в развитие БАМа также внесет строительство Ленской ТЭС, начатое в прошлом году. Тепловая станция улучшит надёжность энергоснабжения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Проектом, который позволит обеспечит рост товарооборота с Китаем, в том числе за счет экспорта коксового угля из Якутии, станет создание нового пограничного перехода «Джалинда — Мохэ» в Амурской области. Проект предполагает реконструкцию законсервированного участка железной дороги «Сковородино — Рейново». Готовность приступить к восстановительным работам выразили Железные дороги Якутии.
«Не удивительно, что Якутия заинтересована в модернизации пограничных переходов, расположенных в соседних регионах. В целом после реализации задуманных транспортных проектов в республике должна сформироваться принципиально новая транспортная система, соединяющая главные железнодорожные магистрали, идущие по югу Сибири и Дальнего Востока, основные морские артерии, включая Северный морской путь и связанные с ними автодороги и сети аэропортов», — подытожил директор Центра региональной политики РАНХиГС.