arrow

В логике указа Президента: эксперт оценил политику властей Якутии по привлечению инвестиций в регион

Улучшение инвестиционного климата в стране и рост инвестиций в основной капитал на 60% к 2030 году стали задачами «майского» указа Президента России Владимира Путина о национальных целях развития. Якутия по итогам 2023 года стала лидером Дальнего Востока по объемам таких инвестиций – они составили рекордную для республики сумму без малого 740 млрд рублей. Каким образом власти республики сумели добиться таких показателей Ленский клуб обсудил с кандидатом экономических наук, ведущим научным сотрудником Отдела страновых исследований Института Европы РАН и Центра пространственной экономики РАНХиГС Александром Котовым.

Создание благоприятных условий для бизнеса – часть стратегии, реализуемой властями Якутии для привлечения инвестиций. Она включает не только оптимизацию административных процедур, но и решение присущих большому региону проблем транспортной доступности и дефицита энергомощностей. В марте этого года глава республики Айсен Николаев подписал стратегический указ, определяющий целевые показатели строительства логистической и энергетической инфраструктуры. Основными пунктами стали повышение в 4 раза наземной транспортной доступности региона с дальнейшим выходом к общей магистральной дорожной сети, обновление 75% наземного общественного транспорта, прокладка 250 км магистральных и 750 км внутрепоселковых газопроводов и обеспечение круглогодичного проезда по трассам «Вилюй» и «Колыма».

«Конечно, Якутия всегда была новатором в теме долгосрочного прогнозирования. Установленные на региональном уровне конкретные показатели идут в логике указов Президента России. Точечные стратегические указы представляются наиболее эффективной концепцией пространственного развития якутских пространств.

Президент с 2018 года в каждом своём Послании Федеральному Собранию проводит тему пространственного развития. Получается так, что выстраивается определённая цепочка взаимодействия регионов и центра. На федеральном уровне определяют национальные ориентиры, а в субъектах раскрывают их в региональных указах, ориентируясь на свои приоритеты и преимущества. Происходит тонкая настройка задач, объявленных президентом в посланиях», — комментирует Александр Котов.

Для обеспечения долгосрочного и устойчивого развития добывающих и производственных районов в Арктической зоне применяется комплексный подход к реализации инвестиционных проектов. Такой план есть, например, для развития Кючусского золотого месторождения, второго по величине в Якутии. Для обеспечение добывающего комбината энергией уже строится атомная электростанция малой мощности на 110 МВт. Для развития местных кадров и привлечения профессионалов извне значительное внимание уделяется созданию комфортных условий в населенных пунктах. Фундаментом такой работы станет реализация мастер-плана населённых пунктов Тикси и Найба. В селе Найба также запланировано построить глубоководный порт, который обеспечит не только логистику полезных ископаемых с Кючусского месторождения, но и функционирование транспортного коридора «Север – Юг» от Северного морского пути до границы с Китаем.

«Комплексность практики Главы Якутии по изданию стратегических указов отвечает требованиям развития малонаселённых якутских территорий. Особенности республики вынуждают «подвязывать» к ресурсным активам логистику и энергетику. На севере работает эффект сетевого развития территорий, где на основе транспортной и энергетической инфраструктуры создаются отдельные экономические районы. Комплексный подход – это безусловный приоритет для Республики Саха. Подобные практики применяются и на Аляске, и в северных провинциях Канады. В России Якутия снова выступает новатором.

Одна из особенностей Якутии – это наличие крупных инвестиционных проектов в сфере добычи полезных ископаемых, что является магнитом и для инвесторов из дружественных стран и для наших крупнейших отечественных компаний. Здесь нужен подход, когда государство не просто строит инфраструктуру, а бизнес потом разрабатывает природные ресурсы. Важно, чтобы в строительстве этой инфраструктуры сразу участвовали выгодополучатели. Мастер-планы выполняют в этом случае коммуникативную роль, объединяет пространственное, городское планирование с планированием экономическим. Учитываются интересы как власти, так и бизнеса, населения. Особенную важность подобные планы приобретают при создании производств, в добывающих отраслях», — оценил эксперт.

Одной из ключевых задач, поставленных Президентом России в Послании Федеральному собранию, является обеспечение круглогодичной навигации на Северном морском пути. Развитие СМП, а также коридора «Север-Юг», позволит сократить маршрут экспорта товаров из Азии в Европу на 30%, по сравнению с путём через Суэцкий канал.

«Основные экономические эффекты будут связаны с размыканием ключевых логистических узлов. Транспортный коридор «Север-Юг» минимизирует логистические затраты, расширит локальные рынки труда, которые будут складываться вокруг Якутска, повысит транспортную связанность.  Это повлияет на рост зарплат и будет работать для привлечения новых ресурсных проектов и кадров.

Эксперт также указывает, что логистика от СМП к Китаю через Якутию приведет и к разгрузке Восточного полигона Российских железных дорог и повысит объемы экспорта сырья в страны Азии. «Необходимо больше развивать речной транспорт. Власти Якутии обращают на эти внимания и стараются оживить эти коридоры строительством нового флота. Это укрепляет малые связи Севера и Юга между двумя основными торговыми линиями, а также связи между регионами, развивает рынки», — подытожил эксперт.

ico
Ваша завка принята!