arrow

«То, что защитит народы Севера, сбережет и остальных людей в Арктике»: эксперт о законодательных инициативах Якутии по поддержке КМНС

Сегодня отмечается Международный день коренных народов мира. Праздник призван вывести на повестку дня потребности и будущее развитие этой категории населения. Как отметил в своем поздравлении глава Якутии Айсен Николаев, на территории региона проживает больше 15% представителей КМНС Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ленский клуб побеседовал с ведущим научным сотрудником Института этнологии и антропологии РАН Натальей Новиковой о том, как в России для них разрабатывали отдельный статус, и какой вклад внесла в это республика.

На территории России проживает больше 190 этносов. При этом только коренные малочисленные народы Севера имеют особый статус. С одной стороны, эксперт объясняет это мировой практикой: его закрепили во всех странах, где проживают подобные общности, что в итоге привело к выделению этой категории населения в международном праве. С другой, богатой историей этой традиции в России: по ее словам, в нашем государстве эту группу законодательно выделили еще в начале XIX века.

«Это было связано с их особым кочевым или бродячим образом жизни, – поясняет эксперт. – Если они переходили на оседлый, то, по их желанию или по решению органов власти, статус мог меняться. В 1993 году понятие КМНС включили в Конституцию, где зафиксировали, что их права гарантированы в соответствии с международным правом. В отличии от других стран, где для выделения этой категории выступают язык, образ жизни, особенности социального положения, в России, где проживает много культурно отличных народов, используют еще количественный показатель – 50 тысяч человек. Считается, что, если общность людей небольшая, ей сложнее сохранить свои язык, культуру, идентичность. На рубеже ХХ и ХХI веков были приняты три федеральных закона, посвященные этим народам. Особый статус получили не только жители Арктики, но и районов Сибири и Дальнего Востока».

Сейчас в России действует специальный реестр КМНС. В него включено более 40 народов. 5 из них проживают на территории Якутии. Причем за последние 30 лет их численность в республике выросла на 60% и оценивается примерно в 40 тысяч человек. Республика выделяется на фоне других субъектов страны своими законодательными инициативами. Она была в числе первых, кто на региональном уровне принял собственный закон по защите малых общностей: он позволял их представителям получать поддержку государства, а общинам – земельные участки в безвозмездное пользования на территории традиционной деятельности. Последнюю меру глава Якутии Айсен Николаев продвигает на федеральный уровень.

«В Якутии, на мой взгляд, очень важные законы приняты в отношении населения, ведущего кочевой образ жизни: они касаются кочевого образования и, что очень важно, кочевой семьи. Было бы неплохо включить подобные нормы в федеральное  законодательство, – считает Наталья Новикова.В них большое внимание уделяется традициям и обычному праву коренных народов. Подобное регулирование стоит ввести в законодательство страны, ведь именно в соответствии с ним  живут люди на Севере. Также хорошими инициативами считаю законы об этнологической экспертизе и ответственности недропользователей. Сейчас есть уже и на Чукотке закон об ответственности бизнеса – он появился не без влияния якутского. Продвигать такие нормы на федеральный уровень очень важно. Во-первых, на коренные народы оказывается наибольшее промышленное воздействие. А во-вторых, рядом с ними проживают другие народы, поэтому защита коренных окажет позитивное воздействие и на сохранение природы, и на все местное население Севера, Арктики, Дальнего Востока. Это будет способствовать сохранению их культуры и развитию толерантности и объединения населения. То, что защитит народы Севера, сбережет и остальных людей в Арктике».

Сейчас на экспертном уровне обсуждают необходимость корректировок ряда федеральных законов по поддержке КМНС. Собеседница Ленского клуба в качестве примера приводит законодательство о рыболовстве. «Это один из основных видов деятельности КМНС, – комментирует эксперт. – Даже если они занимаются оленеводством или охотой, очень часто основным источником питания остается рыба. В законе о рыболовстве широкие права КМНС, если это касается питания или природопользования. Но есть множество ограничений, связанных с предпринимательством. Особенно на Дальнем Востоке широкое недовольство возникает из-за того, что локальные правила очень жесткие. Необходимо дать народам Севера возможность реализовывать пойманную рыбу. Это позволило бы им интегрироваться в современные социально-экономические отношения, зарабатывать средства на жизнь, не покидая родные просторы и сохраняя многовековые традиции. Таким образом, осуществится их право на развитие.

Вместе с тем КМНС оказывают широкую материальную поддержку. В Якутии из бюджета республики средства выделяются на развитие оленеводства и табунного коневодства, традиционных для северных народов региона. А федеральная казна только на 2022-2023 годы предоставила региону миллиард рублей. Средства идут на закупку транспорта для кочевых школ, строительство логистических центров в Арктике, что обеспечит продовольственную безопасность для населения, модернизацию материально-технической базы традиционных отраслей Севера.

ico
Ваша завка принята!