Материалы

05 Октября 2021

Изменений в сфере общественного транспорта ждет четверть Россиян

Проблемы наземного общественного транспорта есть в каждом городе: и в маленьком, и в миллионнике. Люди пользуются автобусами, троллейбусами и трамваями каждый день, комфортность общественного транспорта влияет на качество жизни и во многом определяет социальное самочувствие горожан. 

Вопрос модернизации системы общественного транспорта в городах России стал предметом исследования Общероссийского народного фронта, результаты которого представляет Ленский клуб.

Инфографика общественный транспорт ОНФ.jpg

Время перемен

Вопрос создания современной и комфортной системы общественного транспорта впервые за многие годы стал системно решаться в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Первой на повестке дня встала проблема изношенности подвижного состава общественного транспорта, как самая острая в сфере пассажирских перевозок. Для её решения был создан Федеральный проект «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях», в рамках которого к 2024 году запланировано обновить 9% общественного транспорта в городах-участниках проекта, а к 2030 году этот показатель планируется поднять до 30%. В число агломераций, которые принимают участие в проекте и могут получить новые транспортные средства, вошли города Дальнего Востока: Якутск, Южно-Сахалинск, Чита, Улан-Удэ, Хабаровск и другие.


Оценка горожан

Проблемы общественного транспорта касаются большинства россиян. Показательны цифры: в рамках прямой линии с Президентом Владимир Путин получил более 9 тыс. вопросов по транспорту.

Общероссийский народный фронт провел масштабное исследование, чтобы узнать, что сейчас беспокоит пассажиров общественно транспорта и замечают ли горожане изменения. Специалисты Народного фронта провели массовый опрос среди жителей 101 города из всех 85 субъектов страны.

Опрос показал, что в целом по России большинство граждан заметили усилия федеральных и местных властей: 70% пассажиров оценивают схему движения общественного транспорта в их городах как удобную или скорее удобную, при этом 41% опрошенных отметили те изменения, которые произошли за последний год.

Новый транспорт – лучше старых двух

Одна из самых острых проблем – обновление подвижного состава. Изношенность транспорта приводит к снижению надежности и безопасности пассажирских перевозок. Старые автобусы с каждым годом все чаще сходят с линии по техническим причинам. Для перевозчиков это означает рост затрат на эксплуатацию автобусов и себестоимости. А для пассажиров это значит, что салон в очередной раз будет переполнен. В итоге 26% россиян считают существую схему общественного транспорта неудобной.

Хорошим примером здесь служит Республика Саха (Якутия). Общественный транспорт здесь обновляют комплексно: работа идет не только с автопарком, но и с воздушным и речным флотом. Региональные «Полярные авиалинии» при поддержке правительства меняют устаревшие Ан-24/26 на Bombardier Dash. Кроме того, более комфортными и современными становятся аэропорты Якутии. В рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в республике реконструируется 16 аэропортов.

В распоряжение пассажирского речного флота в этом году поступили два судна «Валдай». Строительство Жатайской судоверфи будет способствовать дальнейшему обновлению и увеличению пассажиропотока водного транспорта в регионе.

В столице республики Якутске на юбилейный 2022 год намечено масштабное обновление городского транспорта в рамках проекта «100 автобусов к 100-летию ЯАССР». Чтобы улучшить экологическую обстановку в жилых районах новые автобусы планируется сразу переводить на газ. Всего по предварительным подсчетам якутских властей, в ближайшие годы требуется заменить 300 единиц общественного транспорта на новые.

Грамотный подход

Чтобы сделать общественный транспорт действительно удобным недостаточно просто купить новые машины. Заместитель руководителя исполкома и член координационного совета ОНФ по транспорту Арсений Беленький, отмечает, что зачастую маршрутная сеть не успевает за развитием города:
«Строятся новые микрорайоны, объекты притяжения горожан, а транспорт не успевает за новой действительностью. Нужно убирать дублирующие маршруты, а вместо них пускать новые – отвечающие потребностям местных жителей. Иначе качество транспортной услуги может не повыситься, а государственные средства, направленные на обновление подвижного состава, будут израсходованы неэффективно. Вряд ли новые автобусы, ходящие по неудобной для граждан схеме, способны существенно улучшить качество жизни горожан».

Этот тезис подтверждают и данные исследования ОНФ: необходимость обновления существующих маршрутов отметили 60% опрошенных. Интересное решение данной проблемы предложили в Якутске. Власти города рассматривают возможность внедрения брутто-контрактов с перевозчиками, что поможет учитывать актуальный пассажиропоток при разработке новой транспортной схемы.

В ходе исследования специалисты ОНФ выявили еще одну проблему – неэффективность системы оповещения жителей об изменениях в маршрутной сетке. 63% респондентов не знают о существовании системы информирования в их городе. Таким образом, большинство горожан узнает о нововведениях постфактум, что может стать неприятным сюрпризом.

Последний штрих

Современному горожанину важно не только быстро добраться до нужной точки, но и ждать транспорт на благоустроенных и чистых остановках. Исследование ОНФ показало, что 41,7% россиян оценивают комфорт ожидания общественного транспорта на хорошо и отлично, 29,7% в целом удовлетворены уровнем удобства и чуть меньше трети (28,6%) считают, что в этой сфере необходимы кардинальные изменения.

В целом по России большинство горожан (60%) считают, что остановки находятся в хорошем состоянии. Однако, по словам Арсения Беленького, этот показатель сильно варьируется в зависимости от региона.

«На Дальнем Востоке более половины респондентов (53%) считают, что остановки находятся в плохом состоянии. И, если освещение и лавочки в последние три года там появились, то схемы маршрутов и доступная среда — еще не везде. Однако среди дальневосточных регионов есть и примеры для подражания. Например, почти на всех остановках в Амурской области и в республике Бурятия есть необходимые тактильные плитки», — отметил эксперт ОНФ.

Большую роль в комфортности использования общественного транспорта играет соблюдение расписания. На Дальнем Востоке пунктуальность автобусов отметили 2/3 жителей.

Беленький подчеркнул, что каждый гражданин может повлиять на ситуацию с транспортом. На официальных сайтах администраций почти всех городов можно направлять обращения. Также можно обратиться в государственные органы, участвовать в опросах и общественных обсуждениях на портале Госуслуг. Например, в Якутске на время ремонта проспекта Ленина, были выбраны именно те схемы движения общественного транспорта, за которые проголосовало больше всего человек.

Если обращаться через Интернет сложно, то в большинстве случаев можно позвонить в администрацию муниципалитета и озвучить свои пожелания относительно организации пассажирских перевозок.