arrow

Естественный процесс обновления: ученые о природных пожарах как факторе «омоложения» лесов

Огонь лесных пожаров в Якутии начал отступать. За минувшие сутки в республике ликвидировали 26 возгораний на площади в почти 70 тыс. га. Тушению поспособствовали осадки, а также работа по их искусственному вызыванию. По словам экспертов, при всей очевидности негативных последствий пожаров и необходимости их предотвращать сами по себе они неизбежны и являются естественным фактором обновления и даже оздоровления экосистемы. О роли естественных возгораний в природе и их истории на территории Сибири Ленский клуб побеседовал со старшим научным сотрудником Института леса им. В. Н. Сукачева Сибирского отделения РАН Евгением Пономаревым и научным сотрудником Института геологии и природопользования ДВО РАН Александром Ивановым.

Евгений Пономарев отмечает, что все хвойные леса, находящиеся севернее 60-ой параллели вторичны. По словам эксперта, они являются результатом естественного цикла развития экосистем, в том числе послепожарных сукцессий – смены экосистем под воздействием природных факторов. 

«Периодические пожары – это неотъемлемая часть динамики экосистем, которая сопровождает леса на всем протяжении их существования. Всем очевидны негативные последствия возгораний. Но следует знать и о положительной роли пожаров. Например, они снижают захламленность и задерненность, что способствует снижению природной пожарной опасности, стимулируют видовое и возрастное разнообразие лесов, «омолаживают» древостой при успешном послепожарном лесовосстановлении», – говорит старший научный сотрудник Института леса им. В. Н. Сукачева СО РАН.

«Пожары – это не только смерть леса, но и его новая жизнь, – добавляет Александр Иванов. – Они происходят в лесах Якутии десятки тысяч лет. Лиственнице иногда невозможно возобновиться в условиях густого покрова брусники и толстой подстилки. Огонь, сжигающий сухостой, подстилку и кустарники, оголяет почву и запускает новый цикл возобновления леса. Если не будет пожаров, то все леса станут старовозрастными, перестойными, усилятся риски повреждения вредителями и болезнями».

При этом эксперт отмечает как негативный фактор увеличивающуюся пожарную нагрузку на лес, которая фиксируется повсеместно. Огонь стал приходить в тайгу чаще, средний возраст деревьев сильно уменьшился. Поэтому мероприятия по охране лесов от антропогенных пожаров крайне необходимы.

С этой целью в Якутии был введен особый противопожарный режим. Он устанавливает временный запрет на посещение лесов без рабочей необходимости. Также власти республики стремятся восполнить потери, причиненные возгораниями. Так, в программе лесовосстановления в республике в прошлом году значилось посадка 180 тыс. га деревьев. Как подчеркивает Евгений Пономарев, лесные экосистемы бореальной (северной) зоны способны к самостоятельному возрождению, однако этот процесс может растягиваться на сотни лет. Чтобы способствовать ему, людям необходимо учитывать более долгосрочные перспективы на несколько поколений вперед.

«Временные масштабы естественных процессов в лесных экосистемах существенно превышают циклы человека и его хозяйственной деятельности, поэтому сегодня важно и не допускать критических разрушений экосистем, и способствовать их скорейшему «выздоровлению» после таких воздействий. Это задача актуальна как для ученого сообщества, так и для практиков», – заявляет ученый.

По оценкам ученых Института леса СО РАН, доля самых разрушительных и высокоинтенсивных пожаров в лесах севера Сибири составляет 10-15%. А площадь породосменных пожаров, при которых происходит уничтожение древостоя с дальнейшей регенерацией экосистемы, охватывает около 0,98 млн га в год. Согласно прогнозам ученых, к 2050 году она может возрасти по естественным причинам втрое. Причем специалисты едины во мнении, что влияние человека на возникновение возгораний опосредованно.

«В северной части Якутии, где неразвита инфраструктура, а численность населения минимальна, основная причина пожаров – сухие грозы, – говорит Александр Иванов. – То есть здесь человек не может ни поджечь лес, ни тушить его. Чем больше в лесу сухостоя, тем интенсивнее горение. Но пожар может возникнуть в любом месте, где сухо, и есть чему гореть».

«По нашему мнению, ситуация с пожарами в этом году в Якутии и в Забайкалье вызвана исключительно погодными условиями. В том числе массовые очаги пожаров позволяют говорить, что источники возгораний были тоже природными — разряды молний. Мы в своих работах отмечаем, что в Сибири есть положительный тренд метеорологических показателей, а это определяет предрасположенность территории к ужесточению пожарных режимов. Снижается уровень влагообеспеченности, повышается пожарная опасность, растет длительность пожароопасного периода. Такие выводы сделаны из анализа данных метеонаблюдений за 100 лет и материалов фактического мониторинга пожаров со спутника за последние почти 30 лет. Таким образом, в настоящее время нельзя успокоиться и не обращать внимание на растущую динамику пожаров, так как прогнозы пожарных режимов говорят об усилении данного фактора, что может быть критичным для экосистем в обозримой для современного общества перспективе. «Полезные свойства пожаров» необходимо сопоставлять с уровнем реальной угрозы от них и экосистемам, и обществу, и экономике, чтобы оперативно адаптировать систему лесоуправления и пожаротушения к предстоящим вызовам», – призвал Евгений Пономарев.

ico
Ваша завка принята!