arrow

Противопожарное ополчение: политолог оценил роль добровольцев в тушении природных пожаров в Якутии

В борьбе с лесными пожарами в Якутии активно участвуют волонтеры. Около 400 человек из числа местных жителей в разных районах республики помогают сейчас профессиональным огнеборцам минимизировать ущерб от природных возгораний. О феномене добровольчества и степени его развитости в республике Ленский клуб поговорил с политическим консультантом Владимиром Лубянко.

На ликвидацию возгораний в Якутии привлечено около 1800 человек. Из них примерно 400 мобилизовали среди местного населения. То есть в среднем на одного добровольца приходится 3 профессиональных огнеборца. В 2021 году, когда в республике сложился крайне тяжелый пожароопасный период, пропорция была противоположной: тогда одному кадровому пожарному помогало в среднем 6 волонтеров. С того времени в республике сформировалось деятельное общественное движение, которое активно помогает власти в решении социальных задач: будь то сбор и отправка гуманитарной помощи или содействие пожилым.

«Стоит говорить не столько о добровольчестве, сколько о трансформации «расширенного государства», куда входит не только публичная власть, но и важные институты в целом, – говорит политолог. – За последние 20 лет оно постепенно меняется сверху вниз в сторону большей эффективности каждого уровня: федерального правительства, Госдумы, губернаторского корпуса. Сейчас очередь муниципального уровня и волонтерства. Соответственно, и ожидания от них сейчас выше. От общественников требуется проактивная позиция, ресурс идей, а не просто быть винтиком в машине. Если говорить о ценностях, то это патриотизм, общие взгляды по большинству ключевых вопросов, энергичность».

В этом году изменился принцип формирования добровольных объединений. Сейчас группы волонтеров создаются из числа жителей населенных пунктов в тех районах, где возникают пожары. Координируют эту работу главы местных поселений. Часто представители муниципальной власти сами возглавляют группу и отправляются вместе с ней противодействовать разрушительной силе стихии.  

«Местные власти – самый близкий для жителей уровень, к которому человек может обратиться. И мы видим, что есть доверие к низовым структурам, которое выросло в регионе за последние годы, к волонтерскому движению в республике, – считает Владимир Лубянко. – Какой бы ни была чрезвычайная ситуация, помимо всего прочего она затрагивает социальный контур, то есть взаимодействие между людьми, сложившиеся социальные связи. По решению социальных проблем уже есть много практик».

Участие добровольцев требуется в том случае, если неподалеку от населенного пункта действует пожар. Сейчас на особом контроле в республике десять таких возгораний. Задача властей и общественников – не подпустить огонь к объектам экономики, инженерной и жилой инфраструктуре. Волонтеры помогают окарауливать пожары в наименее опасных местах, а также прокладывают минерализованные полосы и ведут встречный пал. Наибольшее число добровольцев задействовано в Верхневилюйском и Олекминском районах: там со стихией борются около 260 человек. Эксперт напоминает, что добровольные пожарные дружины – распространенная мировая практика, в России они активно помогали в тушении пожаров и в советские годы.

«Добровольцы в чрезвычайных ситуациях — это поддерживающий, страховочный механизм, когда для решения проблемы физически у специализированных служб здесь и сейчас не хватает рук, а решать эту проблему надо оперативно. Когда общество консолидировано, нижние этажи публичной власти – органы местного самоуправления вместе с жителями – помогают работать эффективно», – заключает политолог.

ico
Ваша завка принята!