arrow

Мотивация к обучению: эксперт оценил развитие сферы образования в Якутии

В Якутии состоялась августовская педагогическая конференция, на которой традиционно обсуждаются ключевые задачи сферы образования на предстоящий учебный год. Как и в прошлом году ее участники сосредоточились на приоритетных направлениях, среди которых развитие кадрового потенциала сферы и повышение качества обучения. О том, что выделяет сферу образования Якутии среди других регионов Дальнего Востока, Ленский клуб поговорил с руководителем Института региональных проблем, доцентом Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрием Журавлевым.

Главные задачи развития образования региона сформулировал в рамках пленарной сессии конференции Глава Якутии Айсен Николаев. Он предложил развивать эту сферу как единую «бесшовную» систему, включающую все уровни — детский сад, школу и вуза. Причем в едином образовательном и воспитательном процессе должна быть задействована инфраструктура творческих индустрий. Особое внимание власти уделяют кадровому потенциалу отрасли. По словам руководителя республики, профессиональный рост педагогов остается приоритетом региональных властей.

На повышение престижа профессии и привлечение новых кадров работают различные социальные программы. Уже не первый год в республике выплачивается премия Главы республики для лучших педагогов-наставников в 100 тысяч рублей, свои дополнительные меры материальной поддержки учителей реализуют муниципалитеты. Также прямо на совещании Глава Якутии поручил правительству пересмотреть механизмы повышения квалификации педагогов, чтобы индивидуальную программу профессионального роста имел возможность строить каждый учитель.

«Базовый фактор – это, конечно деньги. Однако, если мотивировать только выплатами, то цели привлечения квалифицированных кадров не достигнешь. Помимо этого, важна оценка работы педагога и действие системы поощрений — как материальных (условия работы, быт), так и моральных (признание заслуг, награды, конкурсы профессионального мастерства). Это нужно не только для поиска новых подходов, но и для того, чтобы люди не чувствовали себя обслуживающим персоналом на периферии.

Также специалисту важно понимание перспектив. Молодой учитель или врач, работающий в удаленном регионе, должен быть уверен, что сможет продолжить свое саморазвитие. В современном мире это связано с IT-технологиями: чтобы так жить и работать необходимо устойчивое подключение к интернет и сотовая связь», — комментирует эксперт.

Модернизация инфраструктуры системы образования и ее активное взаимодействие с инновационным кластером позволяет Якутии более активно развивать обе эти сферы, поскольку возникает эффект синергии, полагает Дмитрий Журавлев.  По количеству мероприятий нацпроекта «Образование» республика является лидером Дальнего Востока: за последние 6 лет здесь построены и оснащены современным оборудованием 57 новых школ, на этот год в плане еще 16.

«Важно, что идет строительство и оснащение новых школ и детских садов. Без этого невозможно представить дальнейшее качественное развитие образования, во что республика сейчас особенно вкладывается. При этом активное сотрудничество школ с креативным сектором открывает широкие возможности для профессиональной ориентации обучающихся, для расширения доступа к знаниям. Современные технологии позволяют проводить занятия онлайн, что решает такие ключевые вызовы, как огромные территории и суровый климат», — говорит Дмитрий Журавлёв.

Республика вошла в тройку лучших регионов по результатам ЕГЭ: экзамены на максимальные 100 баллов в этом году сдали 24 выпускника. Для поощрения учащихся и их педагогов Главой республики учреждены премии: 100 тысяч рублей для стобалльников и их наставников, а также 500 тысяч рублей за победу и 100 тысяч за призовые места во Всероссийской олимпиаде школьников.

Положительно оценил качество образования в Якутии и Президент России Владимир Путин, который в ходе визита в регион отметил математическую школу региона и поддержал инициативу по созданию правительственных стипендий для привлечения абитуриентов в вузы Дальнего Востока.

«Высокий уровень ЕГЭ в регионе и большое количество стобалльников — это результат работы не только ученика, но и педагогического состава. В Якутии детям прививают реальную мотивацию к обучению. Помимо этого, на результативность влияет и наличие материальной поддержки. Такие выплаты в первую очередь стимулируют психологически. Ребенок видит, что его труд и успех связаны. Современный мир сложен, и не всегда очевидно, как трудовой вклад соотносится с вознаграждением. Но здесь прямая связь: хорошо учился, сдал экзамены — получил награду. Это больше воспитательный эффект, чем экономический», — заключает эксперт Ленского клуба.

ico
Ваша завка принята!