arrow

Эксперт РАНХиГС: Айсен Николаев понимает, какие возможности создает цифровизация

Цифровизация затрагивает все сферы нашей жизни – как и жизнь отдельного человека, создавая для него новые возможности, так и в сфере развития целых отраслей. Особые возможности цифровизация создает в сфере государственного управления, прокладывая дорогу к «сервисному государству». По следам Гайдаровского форума, прошедшего в Москве, «Ленский клуб» взял интервью у Ксении Ткачевой, директора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. Эксперт рассказала, в чем состоит якутский феномен цифровизации, как цифровизация сказывается на человеческом капитале, и почему именно в Якутске смогли вырасти компании-«единороги» в сфере IT.

 В августе Айсен Николаев утвердил новую стратегию на 2022-2024 годы. Здравоохранение, госуправление, бухучет – основные отрасти, где будут внедряться облачные технологии и искусственный интеллект. Как вы оцениваете выбор таких приоритетов?

Эти нововведения будут востребованы во всех отраслях. Так, здравоохранение напрямую влияет на благополучие людей. Что касается бухгалтерского учета, то он применяется абсолютно везде, и есть много сервисов для качественного роста этой сферы.

Цифровые услуги вообще востребованы у жителей Якутии. Так, согласно данным рейтинга Сбербанка, по итогам третьего квартала 2021 года Якутск занял первое место среди российских городов по доле безналичных платежей (68,4% расчетов), а республика – на втором месте среди регионов страны (67,2%).

Осознание важности цифровой трансформации, верное ее понимание и умение фокусироваться на клиентоцентричности позволяют Якутии быть в числе лидеров по уровню «цифровой зрелости».

— Как вы оцениваете уровень цифровизации Якутии в сравнении с другими регионами?

Далеко не в каждом регионе организована такая оперативная связь жителей с госучреждениями, более развитые сервисы есть, пожалуй, только в столице. Это важный показатель того, что власти ориентированы на внедрение цифровых инициатив для улучшения и упрощения жизни граждан. В Якутии есть социальные сервисы OneClickYakutia, «Облачная поликлиника».

OneClickYakutia используется для решения проблем не только горожан, но и жителей отдаленных населенных пунктов. Регистрируются тысячи обращений через сервис – ведь это ответ на нужды населения. На платформе «Облачная поликлиника» уже 35% населения Якутии дистанционно консультируются с врачом. В условиях пандемии такая минимизация личных контактов между врачом и пациентом очень важна.

— Айсен Николаев лично возглавляет проектный офис цифровизации в регионе. Какой эффект это дает с точки зрения управления?

Происходящие изменения затрагивают, в первую очередь, мышление управленцев, чиновников и руководителей, которые начинают воспринимать само понятие «управление» уже не как исполнение функций, а как взаимоотношение государства и его граждан.

Якутии повезло в этом плане. Айсен Николаев понимает, зачем нужна цифровая трансформация и какие возможности она создает, поэтому он активно включается в процессы. Как показывает практика, там, где руководители регионов осознают значимость изменений, цифровая трансформация происходит значительно быстрее и эффективнее.

— Власти Якутска в прошлом году представили проект развития города «IT-столица». Есть ли у Якутска шансы стать IT-столицей?

Сегодня в Якутске и в целом в республике созданы все условия для развития IT-проектов и серьезная IT-инфраструктура, в которую входят технопарк «Якутия», «IT-парк «Якутск» и акселератор «Б8». 85% процентов экспорта IT-услуг Дальневосточного федерального округа приходится на Якутию. По данному показателю республика входит в топ-10 регионов России. Поэтому, конечно, Якутск имеет все шансы стать IT-столицей.

Проект нацелен на создание комфортных условий для каждого жителя Якутска, для реализации их талантов, профессионального развития. Если глава региона поставил такую цель, то к ней надо двигаться, используя все возможности: образование, «приток умов», формирование уникальных проектов развития человеческого капитала.

— Какие социальные задачи еще решает цифровизация?

Цифровизация косвенно решает демографическую задачу. Людям больше не нужно уезжать в большие города, чтобы устроиться на хорошую работу и получать достойную зарплату. У них есть возможность работать в любой столичной или мировой компании, даже если они находятся в небольшом поселке Якутии. Есть яркий пример братьев Ушницких, которые родились в Момском улусе и создали мировой бренд MyTona. Их игры популярны и в США, и в Китае. При этом головной офис компании, несмотря на представительства по всей России и миру, остается по-прежнему в Республике. Это демонстрирует то, как клиентоцентричный подход к цифровизации – создание условий для развития людей благодаря современным технологиям – открывает огромные возможности для населения и коренным образом меняет жизнь людей в лучшую сторону.

— В чем вы видите уникальность Якутии по сравнению с другими регионами России?

Население Якутии составляет менее миллиона жителей, при этом именно здесь родились миллиардные компании в сфере IT, известные на мировом рынке. В Якутии создан первый на Дальнем Востоке IT-парк, который поддерживает юные таланты как в наставничестве, так и финансово, причём по прогрессивной модели опционов, позволяющей ещё неопытным бизнесменам делать ошибки и продолжать развиваться. Ещё одним важным моментом является реформа самого госуправления республики и внедрения цифровых стандартов клиентоцентричности.

В прошлом году вышел документальный фильм «Цифровой алмаз», снятый нашим Центром подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. В фильме мы постарались показать совместную работу правительства, крупного бизнеса и малого предпринимательства как яркий пример командного взаимодействия, который так необходим многим регионам России.

ico
Ваша завка принята!