arrow

Генеральная уборка Арктики – задача десятилетия

В 90-е годы Россия практически ушла со своих северных земель. Военные и учёные, а вслед за ними и жители городов остались без ресурсов, финансирования и перспектив. Северяне массово уехали в более освоенные регионы, что-то законсервировав, но многое попросту побросав. Спустя два десятилетия останки машин, судов, домов и научных станций превратились в большую проблему для окружающей среды.

Природа в высоких широтах отличается особенной уязвимостью. Экосистемы восстанавливаются с большим трудом: погибший белый медведь оставляет без «присмотра» огромную акваторию, колея от грузовика не зарастает годами.

Оставшийся от человека мусор — не главное, что угрожает Арктике. В бочках, цистернах и канистрах остались тонны нефтепродуктов: дизельное топливо, масла, бензин. Ёмкости стареют, подвергаются коррозии и дают течи. В результате нефтепродукты растекаются по тундре, нанося непоправимый ущерб растениям, животным и почве.

Начало работ

Ярким примером этого служат острова архипелага Земля Франца-Иосифа. Здесь сохранились останки военной базы Третьего Рейха, а также советские объекты, покинутые в результате свёртывания военной и хозяйственной деятельности в Арктике. Брошены целые склады горюче-смазочных материалов и свалки пустых бочек. И именно отсюда в 2012 году началась «генеральная уборка» Арктики.

Девять лет назад правительство Российской Федерации приступило к полномасштабным работам по ликвидации ущерба. Нефтепродукты и тару из-под них собирают и утилизируют. Убирают разбросанный по всему архипелагу металлолом, включая автомобильную и авиационную технику.

Разбираются остатки инженерной инфраструктуры: трубопроводы и эстакады, здания, свалки промышленных и бытовых отходов. После планируется провести рекультивацию земли.

Новые технологии

В 2017 году первый этап работ завершился. В дальнейшем они продолжились под эгидой проекта «Чистая Арктика», организованного Национальным парком «Русская Арктика» совместно с представителями института географии РАН и «Роснефтью». В 2019 году эксперты отобрали пробы воды и грунта, чтобы определить возможности для рекультивации. Также производилось выявление очагов загрязнений с помощью беспилотников и спутников.

Исследования на островах позволят в дальнейшем совершенствовать дистанционные методы оценки загрязнений нефтепродуктами и техногенных нарушений территории, в том числе при помощи радиолокационной съемки.

Для этого учёные проводят спектральный анализ образцов с различной степенью загрязнения, а затем сравнивают их со спутниковыми данными. Эту методику можно использовать как на островах Земли Франца-Иосифа, так и на других островах и в материковой зоне со сходными условиями: например, на архипелагах Новая Земля и Северная Земля, в устье Лены в Якутии, где остаётся большое количество объектов накопленного вреда.

Далёкий горизонт

«Большая уборка» российского сектора Арктики потребует ещё как минимум десятилетие, заявил в интервью “Интерфаксу” специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

«Российский сектор Арктики огромен. Только на будущий год, может быть, начнём убираться в «родильном доме» белых медведей — на острове Врангеля. У нас там тоже, к сожалению, помойка», — отметил Иванов. — «Дело далеко не простое: там же нет ни дорог, ничего. А ведь надо как-то все собрать, сплющить, если хотите, затем довезти до места на берегу, где этот лом и мусор можно было бы погрузить на судно, доставить на материк, а потом ещё и продать — это же металл».

Масштаб проблемы

Всего в Арктической зоне 102 объекта, где требуется утилизация отходов, накопившихся со времён освоения региона Советским Союзом. В 2017 году Минприроды России составило первую дорожную карту «генуборки». В план вошли проекты ликвидации свалки судов вдоль побережья Кольского залива в Мурманской области, хвостохранилище Куларской золотоизвлекательной фабрики и свалка металлолома в посёлке Тикси в Якутии, а также уже упомянутая уборка на архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Отдельно в Мурманской области с 2017 года планировали начать подъём затонувших судов. Свалка образовалась в 1980-1990-е годы вдоль побережья Кольского залива: собственники снимали с судов ценные части, а корпуса бросали и затапливали в прибрежной зоне. При поддержке Минприроды России проект по очистке Кольского залива от несанкционированных свалок судов также вошел в состав комплекса первоочередных мероприятий. Региону выделили из федерального бюджета на решение данной проблемы 50 млн рублей. Однако в 2020 губернатор Мурманской области Андрей Чибис рассказал, что на дне Кольского залива остаётся «более ста» судов, тогда как в изначальный реестр было всего включено 102 объекта.

Также планировалась ликвидация и рекультивация свалки в Нарьян-Маре. Проект был включён в национальный проект «Чистая страна» на 2018-2019 годы. Общий объем финансирования — 71 млн рублей, из них 40,640 млн рублей — из федерального бюджета. Свалка не только осложняла экологическую обстановку в регионе, но и представляла опасность для самолётов — она располагается вблизи городского аэропорта. Однако проект так и не достиг своей цели, из-за чего в следующий раз конкурс на проект рекультивации окружные власти объявили в 2019 — году, когда работы планировалось завершить.

В Арктической зоне только Якутии накоплено около 5 млн тонн металлолома, затраты на его уборку оцениваются в 62 млрд рублей. Работы проводит Минобороны, компания «Сахаэнерго» и структуры группы компаний «Алроса».

Армейский субботник и льготы бизнесу

В основном очисткой Арктики за пределами ЗФИ сейчас занимаются военные. Минобороны своими силами наводит порядок вокруг частей, расположенных в Заполярье.

Однако в каждом северном регионе есть место, где нужно прибраться. Тормозит процесс недостаточное финансирование. Например, чтобы убрать металлолом в Якутии, регионе с самой большой площадью арктической зоны, необходимо порядка 60 миллиардов рублей. По словам министра экологии природопользования и лесного хозяйства Якутии Сахамина Афанасьева, речь идёт о вывозе и переработке пяти миллионов тонн ржавого металла.

Для регионального бюджета — это практически неподъемная сумма. Столь высокая цена связана с трудностями вывоза лома. Заброшенные свалки находятся далеко от транспортных путей, из-за чего к ним попросту не подъехать. Минэкологии Якутии предложили выход из ситуации: заменить бюджетное финансирование преференциями бизнесу:

«Предлагаю законодательно установить преференции промышленным предприятиям, использующим в своем производстве вторичное сырье, например, лом цветных и черных металлов. Нужно сделать так, чтобы спрос на лом металлов вырос. Вслед за этим вырастет и стоимость металлолома на рынке, что позволит обеспечить необходимую рентабельность очистки арктической территории субъектами малого и среднего предпринимательства», — считает Сахамин Афанасьев.

Статус-кво заморожен?

Расчистка Арктики в ближайшие годы будет продолжаться в рамках программы ликвидации накопленного экологического ущерба нацпроекта «Экология». Тем не менее, на полную очистку Севера понадобятся годы и миллиарды рублей. Металлолом, топливо, хвостохранилища, которые нужно законсервировать.

Системный опыт уборки не накоплен, а проблема требует быстрого решения, пока экологическая бомба не взорвалась.

Поэтому сейчас важно не только работать над ликвидацией вреда прошлых лет и срочно искать финансирование для «арктических субботников», но и не допускать новых загрязнений, подобных аварии на объекте «Норникеля».

ico
Ваша завка принята!