arrow

Владимир Аристархов: В России должна быть единая культурно-образовательная политика

Глобальные изменения – это всегда толчок к развитию. Какие изменения может ждать российская система образования в условиях текущей геополитической ситуации Ленский клуб обсудил с Владимиром Аристарховым, директором Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, одним из ключевых разработчиков «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

По мнению Владимира Владимировича подход к формированию мировоззрения, при котором задачи воспитания и образования регламентируются отдельными документами, трудно назвать перспективным. Целесообразным является переход к проведению единой культурно-образовательной политики, которая согласованно реализовывалась бы в этих сферах, в области межнациональных и межрелигиозных отношений, информационного пространства и т. д.
«Важнее всего понять, что образование без воспитания не только бесполезно, но и чревато негативными последствиями для общества, учитывая непрекращающееся информационно-психологическое воздействие извне», — сказал он.
Одним из важнейших шагов к формированию единой культурно-образовательной политики станет утверждение проекта «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Сейчас он находится на стадии доработки. По мнению эксперта, события, связанные со специальной военной операцией на Украине, подтвердили актуальность разработки такого документа. Единство российского общества и его устойчивое развитие в условиях новых вызовов может быть достигнуто только на основе общей системы российских традиционных ценностей.
В этой связи, уместно поднять вопрос и о пересмотре функционирования механизмов отечественного образования в рамках Болонской системы. Владимир Аристархов отмечает, что сейчас проблема не только в отходе от традиций классического российского образования, обеспечивавшего выпускникам системное видение мира, но и в отсутствии сильного воспитательного элемента в ней.
«Воспитательный компонент учебных программ по литературе, истории, обществознанию и другим предметам просто не работает, если конкретному ученику нет необходимости сдавать ЕГЭ по этим предметам. Следует признать, что по результатам введения ЕГЭ недостатки прежней системы образования оказались сильно преувеличенными, в то время как нынешняя система обладает системными пороками, не позволяющими в полной мере обеспечивать задачи полноценного образования и воспитания», — подытожил он.


28 апреля 2022 года в г. Якутск с 15:00 до 17:00 (якт) Ленский клуб проведет заседание на тему: «Задача на будущее: приоритеты воспитания молодежи». Представители власти, политологи и экспертное сообщество обсудят новые смыслы и подходы к патриотическому воспитанию, а также задачи государственной политики в области образовательной и просветительской деятельности. Трансляцию мероприятия можно будет посмотреть на сайте.

ico
Ваша завка принята!